Часть II. Детская практическая психолгу
При этом следует учитывать результаты диагностики всех латеральнк признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, ниж* ней конечности (Крылов Д. Н., Кулакова! П., 1988).
Как уже упоминалось, дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
♦ сниженная способность зрительно-двигательной координации-дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
♦ недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-н, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.);
♦ особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994);
♦ слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
♦ речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Перечисленные особенности самым непосредственным образом
влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени — чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тре"
г
илядшие школьники «группы риска»_________________________________363
0>кность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это является следствием не только специфики межгюлушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши (декстрастресс). Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20 % леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы (по некоторым данным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полушария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).
Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.
Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с тем чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.
На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие следующих сторон их психической жизни:
♦ зрительно-моторной координации;
♦ точности пространственного восприятия;
♦ зрительной памяти;
♦ наглядно-образного мышления;
♦ способности к целостной переработке информации; \, ♦ моторики;
♦ фонематического слуха;
♦ речи.
При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и дет-Вого психоневролога.
364_____________________________Часть II. Детская практическая психол
В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь ца. выков письма.
Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукоГо ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклон-ное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку ра_ бочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо (Безруких М. М., 2000). При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.
При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994). Последнее из перечисленных требований может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.
рез|ОМ5_____________________________________________________________________365
Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении й приобщении к художественному творчеству (Ротенберг В. С, Бон-даренкоС. М., 1989).
Резюме
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Темы для самостоятельной работы
Интеллектуальная пассивность учащихся: причины, способы выявления и преодоления.
Работа с одаренными детьми в начальной школе. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи.
Психологические проблемы неуспеваемости младших школьников.
Психическое развитие мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Трудности младших школьников в овладении основными учебными навыками (письмо, чтение, счет).
366________________________________Часть II. Детская практическая психоЛГ|Г,
Литература
Обязательная
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
3. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984 Т. 4.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984 Т. 2.
5. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. — М. 1984. Т. 4.
6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
7. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.
8. Рабочая книга школьного психолога. — М., 1995.
9. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
10. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. — М., 1966.
11. Славина Л. С. Трудные дети. — М.; Воронеж, 1998.
12. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Дополнительная
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся. — М., 1988.
2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. — Обнинск, 1993.
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Неуспевающие дети // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.
4. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки// Избран, пси-хол. труды. - М„ 1980. Т. 2.
5. Бабич Н. И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии, 1990. — №2.
дитература__________________________________________________________367
6. Бардин К. В. Как научить детей учиться. — М, 1987.
7. Безруких М. М. Проблемные дети. — М., 2000.
8. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
9. Бернштейн Н. А. О построении движений // Физиология движений и активность. — М., 1990.
10. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983.
Ц. Боидаренко С. М. Учите детей сравнивать. — М., 1981.
12. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1987.
13. Гальперин П. Я., Кабьшъницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.
14. Гарбузов В. И. Нервные дети. — Л., 1990.
15. Готовность детей к школе. — М., 1992.
16. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1973.
17. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии, 1991. — № 6.
18. Данилова Е. Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М., 1994.
19. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М., 1975.
20. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М., 1987.
21. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — М., 1985.
22. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2000.
23. Заваденко Н. П., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья, 1994. — №1.
24. Заика Е. В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников // Вопросы психологии, 1994. — № 5.
25. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990. — № 6.
368________________________________Часть II. Детская практическая психрлп
26. ЗакА. 3. Как определить уровень развития мышления школьци ка. - М., 1982.
27. ЗакА. 3. Как ребенку стать умнее. — М., 1997.
28. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986
29. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребен ка. - М., 1986.
30. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — М., 1972.
31. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. — Л., 1986.
32. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии,1984. — № 4.
33. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. — М., 1993.
34. Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
35. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
36. Крылов Д. И., Кулакова Т. П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М., 1988.
37. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — М, 1983. Т. I.
38. Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.
39. Липкина А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. — М., 1961.
40. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1959.
41. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М., 1976.
42. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М„ 1983.
43. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Еавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов // Вопросы психологии, 1988. — № 3.
44. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А. Развитие личности ребенка. — М., 1987.
45. Матыцин В. П. Готовь руку к школе. — Тверь, 1993.
дитература____________________________________________________369
46. Матюгин И. Ю. Тактильная память. — М, 1991.
47. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984.
48. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
49. Мир детства: Младший школьник. — М., 1981.
50. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000.
51. Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной , дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А. А. Бода-лева, Р. Л. Кричевского. — М., 1987.
52. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991.
53. Орлова Л. В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии, 1991. — № 6.
54. Общение и формирование личности школьника/Под ред. А. А. Бо-далева и Р. Л. Кричевского. — М., 1987.
55. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. — М., 1981.
56. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990.
57. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии, 1982. — № 2.
58. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. — М., 1990.
59. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской и Г. Гельница. — М., 1985.
60. Психолог в начальной школе. — Волгоград, 1995.
61. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. — М., 1997.
62. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. - М., 1976.
63. РодариД. Грамматика фантазии. — М., 1990.
64. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989.
65. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1990. — №3.
66. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
370 Часть II. Детская практическая психолог
67. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М., 1983.
68. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.
69. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. — ]ц 1992.
70. Цукерман Г, А. Зачем детям учиться вместе. — М., 1985.
71. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. — М 1989.
72. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. — М, 1997.
73. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Гром-баха. - М., 1988.
74. Якобсон С. Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. — М., 1967.
75. Яковлева Е. Л. Маркова А. К. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников.
- Isbn 5-94723-870-5
- § 2. Практическая психология образования в России
- Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования
- § 1. Определение психологической службы образования
- § 2. Теоретические основания психологической службы образования
- § 3. Цель психологической службы образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 4. Задачи психологической службы образования
- § 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы
- § 6. Структура службы1
- Раздел II
- Глава 1. Практический психолог образования как профессионал
- § 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
- § 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог1
- § 3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении
- § 4. Содержание работы психолога
- § 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования
- § 1. Психологическое просвещение
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 2. Психологическая профилактика
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 3. Психолого-педагогический консилиум
- § 4. Психологическая консультация
- § 5. Психологическая диагностика
- § 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования
- § 7. Кабинет психолога в учреждении образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования
- § 1. Понимание индивидуальности человека как ценности
- § 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства
- Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность
- Часть I, Введение в практическую психологию образовании
- § 1. Профессиональная позиция
- § 2. Ум психолога
- § 3. Личностные особенности практического психолога
- § 4. Права и обязанности психолога образования
- § 2. Ценность дошкольного детства
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста
- § 1. Практические проблемы социализации дошкольников
- § 2. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками
- § 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
- § 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего
- § 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
- Глава 3. Дошкольники «группы риска»
- § 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка
- § 2. Нарушения поведения
- § 3. Отставание в психическом развитии
- Раздел II
- Глава 1. Психологическая готовность к школе
- § 1. Понятие «психологическая готовность к школе»
- § 2. Анализ существующих методов определения готовности к школе
- Глава 2. Диагностическая программа
- § 1. Научные основания разработки диагностической программы
- § 2. Составляющие диагностической программы Мотивационная сфера
- § 3. Процедура определения психологической готовности к школе
- Глава 3. Развивающая и коррекционная работа
- § 1. Коррекционная работа
- § 2. Развивающая работа
- Раздел III
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность младшего школьного возраста
- Глава 2. Что значит «уметь учиться»
- Часть II. Детская практическая психол
- Часть II. Детская практическая психрЛп
- Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников
- § 1. Развитие внимания
- Часть II. Детская практическая психоЛг,г
- § 2. Развитие памяти
- § 3. Умственное развитие
- Глава 4. Работа по развитию моторики
- Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением
- Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми
- Глава 7. Младшие школьники «группы риска»
- § 1. Неуспеваемость в начальных классах
- § 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)
- § 3. Медлительные дети 1
- § 4. Демонстративные дети1
- § 5. Тревожные дети
- § 6. Леворукий ребенок в школе
- Часть II. Детская практическая психолгу
- Раздел IV
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Проблема подросткового кризиса
- § 3. Ценность отрочества
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста
- § 1. Задачи развития
- § 2. Начало обучения в средних классах школы
- § 3. Формирование умения учиться в средней школе
- § 4. Психологическая помощь при трудностях в учении
- Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие и укрепление чувства взрослости
- Часть II. Детская практическая психрлгт.
- § 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства
- § 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования
- § 5. Развитие интересов
- Часть II. Детская практическая психол0г
- Часть II. Детская практическая психОАо
- Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие общения со сверстниками
- § 3. Развитие воли
- § 4. Развитие мотивационной сферы.
- § 5. Развитие воображения
- Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития
- § 1. Созревание организма
- § 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сфер
- § 3. Самооценка внешности, «физическое я»
- Часть II. Детская практическая психоАп|-,
- § 4. Сексуальное развитие
- Глава 6. Подростки «группы риска»
- § 1. Проблема «группы риска» среди подростков
- 1 Чатг lAf,
- § 2. Дебюты психических заболеваний у подростков
- § 3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями
- § 4. Невротическое развитие личности у подростков
- § 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков
- § 6. Подростки с церебрастеническими явлениями
- § 7. Суицидальное поведение подростков
- § 8. Подростки из дисфункциональных семей
- § 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием
- Часть II. Детская практическая психолоп
- Раздел V Ранняя юность
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность ранней юности и задачи развития
- Глава 2. Проблемы личностного развития
- § 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте
- § 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе
- § 3. Установка на продление моратория
- Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- § 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности
- § 2. Жизненные цели и психологическое здоровье
- § 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- Глава 4. Юноши и девушки «группы риска»
- § 1. Возможные вариации взросления
- § 2. Аддиктивное поведение
- § 3. Юношеская сексуальность
- Часть II. Детская практическая психологу
- § 4. Асоциальное поведение
- Часть II. Детская практическая психология
- Часть III
- Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы
- § 1. Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе
- Часть III. Преподавание психологии в школр
- § 2. Этапы «вхождения» психологии в практику школьного образования
- Часть III. Преподавание психологии в шкодр
- § 3.0 Целесообразности преподавания психологии в школе
- § 4. Обоснование научного содержания курса «Психология в школе»
- Часть III. Преподавание психологии в iukqap
- Часть III. Преподавание психологии в школ
- § 5. Когда начинать преподавание психологии в школе?
- Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе
- § 1. Принципы преподавания психологии в школе
- § 2. Урок психологии
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 3. Подготовка учителя к уроку
- § 4. Урок и учебные ситуации
- § 5. Урок и эмоциональные состояния школьников
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 6. Ученик как субъект учебной деятельности
- § 7. Учитель как субъект педагогической деятельности
- § 8. Взаимодействие ученика и учителя
- § 9. Оценка и отметка
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- Часть ill. Преподавание психологии в школе