logo
dybravina_prakticheskaa_ps_obrazov

§ 1. Задачи развития

Начало старшего подросткового возраста, 13 лет, — начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются «детские» черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении младшего и среднего подросткового возраста.

Основные задачи в старшем подростковом возрасте состоят в развитии:

♦ умения оперировать гипотезами, переходить от частного к общему и, наоборот, строить умозаключения, делать на их основе выводы;

♦ рефлексии как интеллектуальной (умение делать предметом анализа собственную мысль, анализировать собственные способы

ргновные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 419

умственной деятельности), так и личностной (умение размышлять о своих личностных качествах, делать предметом анализа собственное «Я»); + воли, умения ставить перед собой цели и достигать их;

В * мотивационной сферы, способов регуляции поведения, эмоцио-, нальных состояний;

I * воображения;

В» умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

щ* умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

Е» позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.