Часть ill. Преподавание психологии в школе
3. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. — М., 1998.
4. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.
5. КорчакЯ. Педагогическое наследие. — М., 1991.
6. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. — М.; Воронеж, 2001.
7. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1994.
8. Махмутов М. И. Проблемное обучение. — М, 1975.
9. Мясищев В. Н. Личность и невроз. — Л., 1960.
10. Новиков А. М. Методология образования. — М., 2002.
11. Полонский В. М. Оценка знаний школьников. — М., 1981.
12. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М., 1984.
13. УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Вопросы обучения. — М., 1954.
14. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. — СПб., 2001.
15. ШадриковВ.Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 2000.
16. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. — М., 1991.
Заключение
Практический психолог весьма востребован нашим обществом. Его работа, представляющая собой глубочайшее взаимодействие науки и практики, очень важна, чрезвычайно интересна, но и сложна. Еще великий Н. И. Пирогов отмечал: «...В науках прикладных служить истине не так легко. Тут доступ к правде затруднен не одними только научными препятствиями, т. е. такими, которые могут быть и удалены с помощью науки. Нет, в прикладной науке, сверх этих препятствий, человеческие страсти, предрассудки и слабости с разных сторон влияют на доступ к истине и делают ее нередко вовсе недоступною».
Расширение поля деятельности психолога в сфере образования предъявляет все более высокие требования к личности самого специалиста, к уровню его профессиональной подготовки, общей и психологической культуры.
Психологическое образование в вузе — это часть общего образования, часть культурного процесса. Образование и культура едины. Они определяют сущность человека и перспективы его личностного и профессионального развития. Профессионализм и сама личность человека в какой-то степени являются продуктом образования и той культуры, в которую его вводит это образование. Основой культуры является уважение к человеку как творцу этой культуры, нравственные законы и принципы. По справедливому утверждению академика В. Г. Костомарова, культура рождает духовность, без которой жизнь человека лишается смысла, как бы благополучна она ни была в материальном отношении.
Овладение вечными ценностями культуры является основой подготовки специалиста в любом высшем учебном заведении.
Как наука и как практическая деятельность психология составляет существенную часть общей культуры. Она обогащает другие науки и практики, а следовательно и современную культуру в целом присущими только ей (или особенно ей) понятиями, ценностями, методами и пр.
582__________________________________________________________Заключение
Психология вносит в общую культуру понимание сложности и ценности человека как такового, его жизни, величия его внутреннего мира.
По словам К. И. Чуковского, Л. Н. Толстой — великий психолог, который «первый понял, что кроме всяких свойств у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собою, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изобразим, это изображение наше будет ложь и клевета».
Психология обращает внимание на уникальные способности человека к переживанию и сопереживанию, теоретически и экспериментально доказывает, что способность человека со-страдать, со-чувствовать, содействовать, со-радоваться, поступать велико-душно составляет основу внутренней культуры личности.
Все современные принципы общественной жизни — гуманизация, демократизация, толерантность, сотрудничество, диалог и пр. — основаны на психологических законах общения и межличностного взаимодействия. К сожалению, отсутствие психологической грамотности и психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни.
Одной из центральных задач практической психологии в системе образования и явилась задача привнесения туда психологической культуры, в контексте которой ребенок является целью, смыслом и основной ценностью вне зависимости от его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального статуса и пр. Это предполагает, что в решении всех задач воспитания и обучения следует руководствоваться интересами ребенка как растущего человека и развивающейся личности. Это предполагает также понимание того, что любое обучение эффективно лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое, интерес к самопознанию и самоопределению, социальную ответственность, уважительное отношение к людям, способность вступать с ними в позитивные межличностные взаимодействия и пр. Но чтобы нести в образовательные учреждения психологическую культуру, сами специалисты — практические психологи (школьные психологи, педагоги-психологи), учителя психологии должны ею обладать. Психологическая культура — это очень емкое и многоаспектное понятие. Отметим лишь несколько характерных для нее моментов.
Во-первых, она включает в себя глубокое знание психологии. Не случайно Е. А. Климов подчеркивает, что психологическая грамотность специалиста — минимальный необходимый уровень развития
Заключение__________________________________________________________583
психологической культуры. Психологическая грамотность невозможна без изучения первоисточников психологической науки. Люди перестают мыслить, когда перестают читать или читают лишь популярное переложение современными авторами чужих мыслей, рожденных когда-то учеными в результате глубоких раздумий, серьезных экспериментов, тончайших наблюдений, гениальных догадок.
Л. Н. Толстой писал: «Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». А поэт В. Хлебников восклицал:
Смело вскочим на плечи старших поколений,
То, что они сделали, — только ступени.
Оттуда видней!
Во-вторых, психологическая культура практического психолога также включает:
♦ понимание значения общей культуры для развития собственной личности и индивидуальности, а также и тех людей самого разного возраста, с которыми приходится работать;
♦ системное видение психолого-педагогической действительности в образовательном учреждении;
♦ способность самостоятельно мыслить, в том числе и нестандартно; так, Ф. М. Достоевский считал, что свои идеи (хорошие или плохие) — признак личности. Отсутствие их — признак безличности, так как эти люди попадают в плен чужих идей;
♦ профессиональную и личностную готовность к самостоятельной деятельности;
♦ умение реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях, профессиональной деятельности;
♦ умение понять наиболее существенные особенности и себя самого, и другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений;
♦ способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей;
♦ не только умение, но и потребность не унизить достоинства любого человека (ребенка, взрослого);
♦ умение найти человеческое в каждом человеке. Ф. М. Достоевский был уверен, что сложен всякий человек и глубок, как море, человек — это тайна. Простых людей нет, утверждал он, простыми
584
Заключение
они только кажутся. Внешняя простота скрывает внутреннюю сложность;
♦ широту кругозора, диапазон жизненных интересов, видение профессиональной и личностной перспективы. Еще Козьма Прутков отмечал: смотри вдаль — увидишь даль; смотри в небо — увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.
Дорогие студенты! Авторы учебника желают вам заслуженного успеха в освоении психологии, а затем и на избранном вами профессиональном поприще. Психология — одна из сложнейших наук. Исчерпать знания о психической и духовной жизни человека невозможно. Чем больше вы будете постигать законы развития психики, тем больше у вас будет возникать вопросов, тем больше вы будете чувствовать, что какая-то тайна человеческой души, которая движет мыслями и поступками человека, ускользает от вас. Не пытайтесь «вскрыть» эту тайну, если человек захочет, он сам ее раскроет, а если нет — значит нет, он имеет на это полное право. Сложность и интересность вашей будущей профессии состоит в том, что вы должны осваивать не только науку, но и способы реализации научных знаний в реальной работе с конкретными людьми разного возраста и коллективами. Каждый из вас в будущем — это два специалиста в одном:
♦ ученый, ориентированный на практику;
♦ практик, фундаментально подкованный в научном отношении.
У каждого из вас имеется шанс сделать научное открытие в психологии или внести что-то новое, необходимое людям, в психологическую практику.
Дерзайте!
Научный редактор
Дубровина И. В.
Москва, апрель 2004 г.
Контрольные вопросы по курсу
Психологическая служба образования
Как вы представляете себе предмет и задачи психологической службы образования?
Какое место занимает психологическая служба в структуре образования страны?
Какие задачи решает психолог, работая в детском саду?
Какие задачи решает психолог, работающий в школе?
Каковы задачи и содержание работы центров психологической службы образования?
Чем определяется эффективность деятельности психолога образования?
Что характеризует психолога образования как профессионала?
Основное содержание деятельности психолога образования.
Что такое адаптационный период работы психолога в образовательном учреждении? С чего психологу следует начинать свою работу?
Что такое психологическое просвещение как вид работы психолога образования?
В чем суть психопрофилактической работы?
Что такое психологическая консультативная работа?
В чем особенности психодиагностической работы? Что такое психологический диагноз?
Что такое развивающая работа и чем она отличается от развивающего обучения?
Каковы принципы и метод коррекционной работы психолога образования?
Какие типы психологических рекомендаций возможны, кто их осуществляет?
Каковы этические принципы деятельности психолога образования?
Какую документацию должен вести психолог, работающий в образовательном учреждении? В центре психологической службы образования?
586____________________________________Контрольные вопросы по курсу
Дошкольный возраст
Дайте общую характеристику дошкольного возраста.
В чем ценность дошкольного периода жизни ребенка?
Каковы основные принципы развивающей работы с детьми раннего и преддошкольного возраста?
Каковы основные принципы развивающей работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста?
Каковы основные принципы развивающей работы со старшими дошкольниками?
Способен ли дошкольник к систематическому обучению?
С какого возраста начинать готовить ребенка к школе?
Что такое психологическая зрелость дошкольника и как она соотносится с готовностью к школьному обучению?
Младший школьник
В чем заключается специфика младшего школьного возраста?
Что такое психологическая готовность к школьному обучению и какие методы определения этой готовности вы знаете?
Каковы особенности развития познавательных процессов в этом возрасте (мышления, памяти, внимания)?
Почему особое внимание уделяется развитию произвольности в этом возрасте?
Каким детям трудно, а каким легко учиться и почему?
Что вы знаете о мотивах учения младших школьников, о развитии их познавательных интересов?
Как научить школьника правильным способам учебной работы?
Что такое «группы развития» и какие психологические требования предъявляются к их организации?
Каковы особенности дифференцированного обучения в начальных классах?
Как вы представляете себе профилактическую работу психолога в начальной школе?
Расскажите о возможном взаимодействии психолога с учителями и родителями.
Отрочество
Чем отличается начало отрочества от школьного детства?
Что такое психологическая готовность к обучению в средней школе?
Контрольные вопросы по курсу____________________________________587
Почему подростковый возраст считается трудным?
Какие проблемы этого возраста вы выделили бы как основные?
Как развиваются познавательные процессы в этом возрасте?
В чем специфика отношения подростков к школе и учению?
Почему общение со сверстниками занимает такое важное место в развитии личности подростка?
Подросток и взрослый — особенности их общения, отношений, понимания ими друг друга.
Что такое половое созревание и психосексуальная идентичность?
Каким вы себе представляете современного подростка-школьника?
Что такое кризисы психического развития и как вы понимаете кризис 13 лет?
В чем заключается специфика взаимоотношений школьного психолога и подростка?
Какую помощь учителям и родителям подростков может оказать психолог?
Каковы задачи и методы психолога в связи с выбором профессии учащимися неполной средней школы?
Ранняя юность
Какие задачи развития стоят в этом возрасте?
Расскажите о возможных вариантах взросления.
Раскройте психологическое содержание таких понятий, как самопознание, самоопределение, самореализация.
Почему потребность в поиске смысла жизни является одной из ведущих в юношеском возрасте?
Раскройте суть психологической готовности к личностному, профессиональному, жизненному самоопределению.
Какое место в развитии личности в юношеском возрасте занимают представления о собственном прошлом, настоящем и будущем?
Как вы представляете себе сочетание ближней и дальней перспективы?
Особенности общения со сверстниками и взрослыми в раннем юношеском возрасте. Почему в этом возрасте так жадно ищут понимания, «подтверждения» со стороны другого?
Как помочь школьнику выбрать профессию? Методы и формы проф-консультационной работы.
В чем вы видите особенности консультативной работы со старшими школьниками?
588____________________________________Контрольные вопросы по курсу
«Трудные» дети и подростки
Какие психологические критерии выделения «трудных» детей вы знаете?
С трудностями какого типа может работать детский практический психолог?
Какого дошкольника можно считать «трудным»? Каковы основные типы трудностей в дошкольном возрасте?
Каковы формы и методы работы психолога с «трудными» дошкольниками?
Что такое школьная дезадаптация?
Какие методы изучения причин дезадаптации вам известны?
Какого школьника можно считать «трудным»? Каковы основные типы трудностей в школьном возрасте?
Каковы формы и методы работы психолога с «трудными» детьми на разных этапах школьного детства?
Что такое ранняя диагностика и психопрофилактика анти- и асоциального поведения?
Каковы причины неуспеваемости в разных классах школы? Как психолог может помочь неуспевающему школьнику?
В чем вы видите основное содержание работы с учителями и родителями по проблемам «трудных» детей и подростков?
Преподавание психологии в школе
В чем состоит специфика преподавания психологии как учебного предмета в школе?
Какова цель преподавания психологии в школе?
Чем определяется логика построения школьного курса «Психология»?
Каковы основные принципы преподавания психологии в школе? Какой из них можно считать важнейшим?
В чем заключается специфика преподавания психологии по сравнению с другими школьными предметами гуманитарного цикла?
Что является предметом оценки на уроках психологии?
Практическая психология образования
Учебное пособие
4-е издание, переработанное и дополненное
Главный редактор £. Строганова
Зам. главного редактора (Москва) Е. Журавлева
Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина
Руководитель проекта В. Пахачъян
Художник К. Радзевич
Корректор Н. Степана Верстка О. Валиуллина, О. Сергеева
ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;
95 3005 — литература учебная.
Подписано к печати 01.06.04. Формат 60x90 У1й. Усл. п. л. 37. Тираж 4500. Заказ № 746.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга» 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29
- Isbn 5-94723-870-5
- § 2. Практическая психология образования в России
- Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования
- § 1. Определение психологической службы образования
- § 2. Теоретические основания психологической службы образования
- § 3. Цель психологической службы образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 4. Задачи психологической службы образования
- § 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы
- § 6. Структура службы1
- Раздел II
- Глава 1. Практический психолог образования как профессионал
- § 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
- § 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог1
- § 3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении
- § 4. Содержание работы психолога
- § 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования
- § 1. Психологическое просвещение
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 2. Психологическая профилактика
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 3. Психолого-педагогический консилиум
- § 4. Психологическая консультация
- § 5. Психологическая диагностика
- § 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования
- § 7. Кабинет психолога в учреждении образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования
- § 1. Понимание индивидуальности человека как ценности
- § 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства
- Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность
- Часть I, Введение в практическую психологию образовании
- § 1. Профессиональная позиция
- § 2. Ум психолога
- § 3. Личностные особенности практического психолога
- § 4. Права и обязанности психолога образования
- § 2. Ценность дошкольного детства
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста
- § 1. Практические проблемы социализации дошкольников
- § 2. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками
- § 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
- § 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего
- § 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
- Глава 3. Дошкольники «группы риска»
- § 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка
- § 2. Нарушения поведения
- § 3. Отставание в психическом развитии
- Раздел II
- Глава 1. Психологическая готовность к школе
- § 1. Понятие «психологическая готовность к школе»
- § 2. Анализ существующих методов определения готовности к школе
- Глава 2. Диагностическая программа
- § 1. Научные основания разработки диагностической программы
- § 2. Составляющие диагностической программы Мотивационная сфера
- § 3. Процедура определения психологической готовности к школе
- Глава 3. Развивающая и коррекционная работа
- § 1. Коррекционная работа
- § 2. Развивающая работа
- Раздел III
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность младшего школьного возраста
- Глава 2. Что значит «уметь учиться»
- Часть II. Детская практическая психол
- Часть II. Детская практическая психрЛп
- Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников
- § 1. Развитие внимания
- Часть II. Детская практическая психоЛг,г
- § 2. Развитие памяти
- § 3. Умственное развитие
- Глава 4. Работа по развитию моторики
- Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением
- Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми
- Глава 7. Младшие школьники «группы риска»
- § 1. Неуспеваемость в начальных классах
- § 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)
- § 3. Медлительные дети 1
- § 4. Демонстративные дети1
- § 5. Тревожные дети
- § 6. Леворукий ребенок в школе
- Часть II. Детская практическая психолгу
- Раздел IV
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Проблема подросткового кризиса
- § 3. Ценность отрочества
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста
- § 1. Задачи развития
- § 2. Начало обучения в средних классах школы
- § 3. Формирование умения учиться в средней школе
- § 4. Психологическая помощь при трудностях в учении
- Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие и укрепление чувства взрослости
- Часть II. Детская практическая психрлгт.
- § 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства
- § 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования
- § 5. Развитие интересов
- Часть II. Детская практическая психол0г
- Часть II. Детская практическая психОАо
- Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие общения со сверстниками
- § 3. Развитие воли
- § 4. Развитие мотивационной сферы.
- § 5. Развитие воображения
- Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития
- § 1. Созревание организма
- § 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сфер
- § 3. Самооценка внешности, «физическое я»
- Часть II. Детская практическая психоАп|-,
- § 4. Сексуальное развитие
- Глава 6. Подростки «группы риска»
- § 1. Проблема «группы риска» среди подростков
- 1 Чатг lAf,
- § 2. Дебюты психических заболеваний у подростков
- § 3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями
- § 4. Невротическое развитие личности у подростков
- § 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков
- § 6. Подростки с церебрастеническими явлениями
- § 7. Суицидальное поведение подростков
- § 8. Подростки из дисфункциональных семей
- § 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием
- Часть II. Детская практическая психолоп
- Раздел V Ранняя юность
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность ранней юности и задачи развития
- Глава 2. Проблемы личностного развития
- § 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте
- § 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе
- § 3. Установка на продление моратория
- Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- § 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности
- § 2. Жизненные цели и психологическое здоровье
- § 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- Глава 4. Юноши и девушки «группы риска»
- § 1. Возможные вариации взросления
- § 2. Аддиктивное поведение
- § 3. Юношеская сексуальность
- Часть II. Детская практическая психологу
- § 4. Асоциальное поведение
- Часть II. Детская практическая психология
- Часть III
- Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы
- § 1. Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе
- Часть III. Преподавание психологии в школр
- § 2. Этапы «вхождения» психологии в практику школьного образования
- Часть III. Преподавание психологии в шкодр
- § 3.0 Целесообразности преподавания психологии в школе
- § 4. Обоснование научного содержания курса «Психология в школе»
- Часть III. Преподавание психологии в iukqap
- Часть III. Преподавание психологии в школ
- § 5. Когда начинать преподавание психологии в школе?
- Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе
- § 1. Принципы преподавания психологии в школе
- § 2. Урок психологии
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 3. Подготовка учителя к уроку
- § 4. Урок и учебные ситуации
- § 5. Урок и эмоциональные состояния школьников
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 6. Ученик как субъект учебной деятельности
- § 7. Учитель как субъект педагогической деятельности
- § 8. Взаимодействие ученика и учителя
- § 9. Оценка и отметка
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- Часть ill. Преподавание психологии в школе