logo
dybravina_prakticheskaa_ps_obrazov

§ 7. Учитель как субъект педагогической деятельности

Специфика профессии учителя — в постоянном общении с детьми и подростками, у которых есть свои права, свое миропонимание, своя убежденность и свои индивидуальные особенности.

Но и каждый учитель индивидуален, уникален, обладает только ему присущими чертами и качествами личности. И чем ярче и самобытней его личность, тем выше его профессиональное мастерство и тем более значительно его влияние на формирующуюся личность ребенка. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние»1.

Учитель психологии в силу своего образования особенно тонко может ощущать и понимать степень своего влияния на ребенка, допустимый предел этого влияния и ответственность за него. Он должен понимать, что важнейшими требованиями к его личности являются требования не только к его профессиональным знаниям, но и к его нравственности.

Пусть ученики в будущем вспоминают учителя психологии (да и других учителей) так, как вспоминает своих учителей писатель Александр Крон: «Это были умные и интеллигентные люди, педагоги по призванию, а не по стечению обстоятельств, я ощущал их влияние, но никогда не ощущал их власти... я никогда не чувствовал себя мокрым комком глины, из которого что-то лепят чужие руки, наоборот, я всегда пребывал в уверенности, что все, что я делаю, я делаю сам. И поэтому мне никогда не бывало скучно»2.

Ведущими сторонами педагогического мастерства являются нижеперечисленные качества.

Умение так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои склонности, интересы, способности. «Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель — ваш военнопленный и сам не убежит от вас, даже когда вы отпустите его на волю, останется вечно послушным вашим клиентом»3.

Понимание того, что ребенок может по-настоящему включиться в работу, если задачи, которые стоят перед ним в ходе учебной дея-

1 Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера. — М., 1990. — С. 35.

2 Кроя А. Вечная проблема. — М., 1965. — С. 37, 63.

:! Ключевский В. О. Тетрадь с афоризмами. — М, 2001. — С. 278.

568___________________________Часть 111, Преподавание психологии в школе

тельности, им поняты, внутренне приняты, приобрели личностную значимость для него, нашли отклик и опорную точку в его переживаниях.

Обладание способностью «видеть» ребенка — уметь различать даже в некоторых отрицательных проявлениях детской активности те возможные достоинства, которые при умелом и внимательном подходе могут в дальнейшем дать позитивные результаты.

Понимание того, что нет ученика, которого не за что было бы полюбить.

Речь учителя должна будить мысль и поддерживать ее в состоянии бодрствования. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую»1.

На уроке важно не только что сказать, но и как сказать. А. С. Макаренко отмечал, что педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса, и в управлении своим лицом. Представляя свой опыт, он говорит о том, что сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками.

Умение учителя разнообразить интонацию речи (от медленного темпа при раздумье до быстрой порывистой речи при быстрой смене мыслей) помогает удерживать внимание учащихся. Небольшая доля юмора сообщает особую привлекательность изложению материала.

Дикция учителя, четкость произношения и построения фраз формируют культуру речи школьников. Помните, у А. П. Чехова в «Скучной истории» старый преподаватель говорит: «...Я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива»2.

Стремление создать в классе для общей творческой работы атмосферу любви, бодрости, взаимного уважения.

Способность пробуждать мышление учащихся, раскрывать перед ними перспективу знаний. Не бояться сообщать ученикам свои сомнения, чтобы приучать их к критическому мышлению. Режиссер Г. М. Козинцев говорил своим студентам: «Режиссуре научить невозможно. Поэтому я попытаюсь научить вас думать. А если вам удастся освоить этот процесс, то до всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом»3.

1 Ключевский В. О. Тетрадь с афоризмами. — М., 2001. — С. 278.

2 Чехов А. П. Скучная история // Собр. соч.: В 12 т. — М., 1953. Т. 6. — С. 277.

3 Цит. по кн.: Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М., 1997. — С. 23.

Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе_______569

Умение заражать класс своей «умственной взволнованностью». Учитель заражает учащихся интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Он не может оставаться бесстрастным по отношению к тому учебному предмету, который он преподает. Л. Н. Толстой отмечал, что если хочешь наукой воспитать ученика, то люби свою науку и знай ее. Тогда и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их.

Способность удивить, заинтересовать, поразить новым и неожиданностью своего сообщения — важное педагогическое качество. Н. В. Гоголь утверждал, что память людей лучше всего удерживает те сведения, которые поразили их воображение.

Желание и умение избегать тусклой, маловыразительной речи. Шутка, острота, веселая остроумная цитата, меткое, забавное слово — должны иметь место в объяснении даже очень серьезного учебного материала.

Понимание того, что ученики постоянно в большей или меньшей степени испытывают влияние личностной индивидуальности учителя — его ожиданий, ценностей, интеллектуальных и творческих способностей, характера и пр. Поэтому важным профессиональным качеством учителя является его адекватная самооценка и умение понять ученика в контексте его собственных особенностей.

Ученым удалось выявить зависимость между академическими достижениями, уровнем развития способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.

Если учитель обладает высоким творческим потенциалом, то: ♦ способные, творчески развитые ученики добиваются блистательных успехов;

♦ ученики с менее развитыми способностями оказываются в «загоне», их академические результаты обычно не велики.

Если учитель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способности», то:

♦ школьники с яркими творческими способностями не раскрываются, не реализуют своих возможностей;

♦ успехи учащихся, лишенных творческого блеска, оказываются выше, чем в первом случае.

Учитель вольно или невольно оказывает предпочтение тому психологическому типу по уровню развития творческих способностей, к которому принадлежит сам1.

1 Лук А. И. Мышление и творчество. — М., 1976.

570___________________________Часть III. Преподавание психологии в школе

Не менее значимы для развития школьников и ожидания учителя по отношению к каждому из них. Такие ожидания Р. Берне называет «эффектом Пигмалиона»1.

Учитель, верящий в ученика, подобен мифическому Пигмалиону, силой своего чувства вдохнувшему жизнь в созданную им статую.

Ожидания проявляются в интонации, мимике, жестах, мимолетных оценках, которые чутко улавливаются детьми.

Вокруг ученика, от которого учитель ждет учебных достижений, как бы создается особая психологическая аура. Ее воспринимают, «чувствуют» и сам ученик, и его одноклассники. У ребенка усиливается мотивация и повышается результативность учебной деятельности.

Низкие ожидания учителя способствуют закреплению невысоких показателей учебной работы и отрицательных черт школьника, не вызывают у него стремления учиться лучше.

Таким образом, происходит как бы «самореализация пророчества» как позитивного, так и негативного.