§ 4. Развитие мотивационной сферы.
Овладение способами регуляции эмоциональных состояний
Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника, — сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.
Выше, при рассмотрении развития интересов, мы уже отчасти коснулись этого вопроса, когда говорили о таких случаях, когда увлечения школьника приобретают сверхценный характер, как бы полностью «поглощают» его. Если подобные явления возникают ситуативно, то они не должны вызывать особого опасения. Однако частое их повторение может указывать на инфантилизм подростка, на то, что к 13-14-летнему возрасту у него не сложилась еще иерархия мотивов, нет устойчивых увлечений, что его мотивационная сфера чрезвычайно бедна. Вред подобных увлечений в том, что они резко сужают круг явлений действительности, которые привлекают внимание подростков, выхолащивают и искажают его представления об окружающей действительности.
Здесь требуется воспитательная работа по обогащению мотивационной сферы подростков, развитию у них широкого круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей. Задача психолога — обратить на это внимание педагогов и родителей. Кроме того, психологу
Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 435
в беседах с подростками следует объяснить, в чем опасность таких увлечений, научить распознавать первые их признаки. Психолог может также научить школьника анализировать такие увлечения — почему 0ни так привлекают, чем их можно хотя бы отчасти заменить и др., сознательно переключать внимание на другие — близкие и далекие — области действительности.
Необходимо учитывать и такое свойство мотивов и эмоций подростка, как тенденция к «самоподкреплению», когда главным является (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную. В этом проявляется особая ригидность подростковых мотивов и эмоций — их негибкость, косность, инертность, тенденция к самоподдержанию. Подросток может «купаться» в собственной печали, горе, чувстве вины, гневе. Эти переживания могут вызвать у него удовольствие, а избавление от отрицательных эмоций может стать неприятным и даже вызвать отвержение.
Следует также иметь в виду отмечавшуюся выше повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с наркотиками.
Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенностью эмоционального реагирования 13-14-летних школьников является и сравнительная легкость возникновения у них переживания эмоциональной напряженности, психологического стресса.
Противоречивые психологические стремления, достаточно частые В подростковом возрасте (например, конфликт стремления утвердить свою взрослость и боязни последствий), еще более усиливая общий нестабильный эмоциональный фон, могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам.
Известно, что аффективные реакции имеют сильный и в определенном смысле разрушительный характер, характер «взрыва». Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, эмоции в этом случае полностью блокируют интеллектуальный план, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярости, гнева, страха. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.
Переживание аффекта оставляет в психике особый — «аффективный» — след травмировавшего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (даже лишь в некоторых чертах, деталях)
436 Часть II. Детская практическая психология
с той, которая первоначально вызвала аффект. В результате аффек. тивные реакции могут возникать и по незначительным поводам, и да. же без реального повода.
На аффективные проявления в подростковом возрасте существенное влияние оказывает повышенная чувствительность к ситуациям актуализирующим ведущие потребности возраста, прежде всего потребность в самоутверждении.
Школьному психологу приходится оказывать помощь подростку в период непосредственного протекания аффекта: учителя нередко призывают его на помощь в период особо сильных вспышек. В таких случаях важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения: отвести подростка в тихую комнату, на какое-то время оставить его одного, предоставить возможность разрядить напряжение (например, ударять по какому-нибудь мягкому предмету, боксерской груше), дать выплакаться.
Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа. Часто повторяющиеся аффективные вспышки свидетельствуют о сильном неблагополучии подростка и требуют углубленной работы психолога, а нередко и консультации у психоневролога.
Все сказанное обусловливает необходимость специальной работы психолога по обучению школьников тому, как владеть своими эмоциями, некоторым простым приемам регуляции эмоциональных состояний (описание приемов см., например: Шрайнер К., 1993). Следует научить школьника осознавать свои чувства, эмоции, выражать их в культурных формах, говорить о своих чувствах. Формирование опосредованных форм выражения эмоций способствует и профилактике аффективных проявлений.
В исследованиях В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского было показано, что на сохранение эмоциональной устойчивости в наибольшей степени влияет поисковая активность, т. е. «деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств» (Ротенберг В. С, Бондаренко С. М., 1989, с. 12). Развитие поисковой активности школьника — важный фактор профилактики эмоциональной напряженности. Для профилактики эмоциональной напряженности целесообразно также специально включать в различные виды деятельности подростка
Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 437
усложненные, новые задания, предъявляющие к нему повышенные I требования, научить подростка выполнять подобные задания и обеспечить условия для тренировки. Полезно также научить использовать '{ юмор для разрядки эмоционального напряжения.
' Эффективность обучения подростка овладению своими эмоциональными состояниями, способам профилактики эмоциональной напряженности во
! многом зависит от особенностей его отношения к себе. Завышенная или за-
I ниженная самооценка, конфликтные типы самооценок существенно ухудшают эмоциональное самочувствие школьника и создают барьеры для необходимых изменений. В таких случаях следует начинать работу с изменения
| отношения школьника к себе, улучшения и укрепления его самооценки.
- Isbn 5-94723-870-5
- § 2. Практическая психология образования в России
- Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования
- § 1. Определение психологической службы образования
- § 2. Теоретические основания психологической службы образования
- § 3. Цель психологической службы образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 4. Задачи психологической службы образования
- § 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы
- § 6. Структура службы1
- Раздел II
- Глава 1. Практический психолог образования как профессионал
- § 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
- § 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог1
- § 3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении
- § 4. Содержание работы психолога
- § 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования
- § 1. Психологическое просвещение
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 2. Психологическая профилактика
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 3. Психолого-педагогический консилиум
- § 4. Психологическая консультация
- § 5. Психологическая диагностика
- § 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования
- § 7. Кабинет психолога в учреждении образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования
- § 1. Понимание индивидуальности человека как ценности
- § 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства
- Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность
- Часть I, Введение в практическую психологию образовании
- § 1. Профессиональная позиция
- § 2. Ум психолога
- § 3. Личностные особенности практического психолога
- § 4. Права и обязанности психолога образования
- § 2. Ценность дошкольного детства
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста
- § 1. Практические проблемы социализации дошкольников
- § 2. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками
- § 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
- § 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего
- § 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
- Глава 3. Дошкольники «группы риска»
- § 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка
- § 2. Нарушения поведения
- § 3. Отставание в психическом развитии
- Раздел II
- Глава 1. Психологическая готовность к школе
- § 1. Понятие «психологическая готовность к школе»
- § 2. Анализ существующих методов определения готовности к школе
- Глава 2. Диагностическая программа
- § 1. Научные основания разработки диагностической программы
- § 2. Составляющие диагностической программы Мотивационная сфера
- § 3. Процедура определения психологической готовности к школе
- Глава 3. Развивающая и коррекционная работа
- § 1. Коррекционная работа
- § 2. Развивающая работа
- Раздел III
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность младшего школьного возраста
- Глава 2. Что значит «уметь учиться»
- Часть II. Детская практическая психол
- Часть II. Детская практическая психрЛп
- Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников
- § 1. Развитие внимания
- Часть II. Детская практическая психоЛг,г
- § 2. Развитие памяти
- § 3. Умственное развитие
- Глава 4. Работа по развитию моторики
- Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением
- Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми
- Глава 7. Младшие школьники «группы риска»
- § 1. Неуспеваемость в начальных классах
- § 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)
- § 3. Медлительные дети 1
- § 4. Демонстративные дети1
- § 5. Тревожные дети
- § 6. Леворукий ребенок в школе
- Часть II. Детская практическая психолгу
- Раздел IV
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Проблема подросткового кризиса
- § 3. Ценность отрочества
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста
- § 1. Задачи развития
- § 2. Начало обучения в средних классах школы
- § 3. Формирование умения учиться в средней школе
- § 4. Психологическая помощь при трудностях в учении
- Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие и укрепление чувства взрослости
- Часть II. Детская практическая психрлгт.
- § 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства
- § 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования
- § 5. Развитие интересов
- Часть II. Детская практическая психол0г
- Часть II. Детская практическая психОАо
- Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие общения со сверстниками
- § 3. Развитие воли
- § 4. Развитие мотивационной сферы.
- § 5. Развитие воображения
- Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития
- § 1. Созревание организма
- § 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сфер
- § 3. Самооценка внешности, «физическое я»
- Часть II. Детская практическая психоАп|-,
- § 4. Сексуальное развитие
- Глава 6. Подростки «группы риска»
- § 1. Проблема «группы риска» среди подростков
- 1 Чатг lAf,
- § 2. Дебюты психических заболеваний у подростков
- § 3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями
- § 4. Невротическое развитие личности у подростков
- § 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков
- § 6. Подростки с церебрастеническими явлениями
- § 7. Суицидальное поведение подростков
- § 8. Подростки из дисфункциональных семей
- § 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием
- Часть II. Детская практическая психолоп
- Раздел V Ранняя юность
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность ранней юности и задачи развития
- Глава 2. Проблемы личностного развития
- § 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте
- § 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе
- § 3. Установка на продление моратория
- Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- § 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности
- § 2. Жизненные цели и психологическое здоровье
- § 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- Глава 4. Юноши и девушки «группы риска»
- § 1. Возможные вариации взросления
- § 2. Аддиктивное поведение
- § 3. Юношеская сексуальность
- Часть II. Детская практическая психологу
- § 4. Асоциальное поведение
- Часть II. Детская практическая психология
- Часть III
- Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы
- § 1. Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе
- Часть III. Преподавание психологии в школр
- § 2. Этапы «вхождения» психологии в практику школьного образования
- Часть III. Преподавание психологии в шкодр
- § 3.0 Целесообразности преподавания психологии в школе
- § 4. Обоснование научного содержания курса «Психология в школе»
- Часть III. Преподавание психологии в iukqap
- Часть III. Преподавание психологии в школ
- § 5. Когда начинать преподавание психологии в школе?
- Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе
- § 1. Принципы преподавания психологии в школе
- § 2. Урок психологии
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 3. Подготовка учителя к уроку
- § 4. Урок и учебные ситуации
- § 5. Урок и эмоциональные состояния школьников
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 6. Ученик как субъект учебной деятельности
- § 7. Учитель как субъект педагогической деятельности
- § 8. Взаимодействие ученика и учителя
- § 9. Оценка и отметка
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- Часть ill. Преподавание психологии в школе