Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
В.И. НЕФЕДОВА
vnefedova@mail.ru
Государственное учреждение
«Региональный центр развития образования», г. Оренбург
Государственное учреждение «Региональный центр развития образования» – одна из значимых структур системы образования Оренбургской области в условиях модернизации, так как, являясь транслятором актуальной информации для регионального педагогического сообщества, обеспечивает:
развитие инновационного потенциала региональной образовательной системы;
правовые гарантии объективной оценки труда посредством аттестации на квалификационные категории;
качество образования учащихся и уровень подготовки выпускников образовательных учреждений;
осуществление единой региональной политики в области оценки и контроля качества образования;
формирование библиотечных, информационных, методических и образовательных ресурсов;
профессиональное развитие педагогов;
диссеминацию педагогических инициатив;
повышение квалификации работников системы образования по проблемам использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В условиях подключения образовательных учреждений к сети Интернет информатизация становится особенно актуальной задачей. Педагогические коллективы все чаще сталкиваются с проблемами, решение которых связано с использованием в профессиональной деятельности ресурсов сети Интернет и современных сетевых технологий. На региональном уровне формируются сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей, которые общаются между собой, используя возможности Интернет в своих школах. Уровень информационной культуры педагогического сообщества растет, и возрастает потребность в открытом общении на профессиональные темы. Учителя всех предметов приобретают опыт работы с Интернет-ресурсами и современными технологиями. Педагогические инициативы по применению в профессиональной деятельности Интернет-ресурсов и Интернет-технологий несовершенны и требуют развития и методической поддержки. Становится очевидной острая потребность в профессиональном совершенстве педагогов, для которых одним из приоритетных аспектов является использование в профессиональной деятельности эффективных педагогических технологий наряду с информационно-коммуникационными технологиями.
Таким образом, возникла острая потребность в реализации региональной программы, направленной на выявление, поддержку и развитие педагогических инициатив, а также на формирование механизма диссеминации эффективных технологий, направленных на мотивацию профессионального развития педагогов средствами Интернет. С целью решения обозначенных проблем проектная группа Оренбуржья приняла участие в федеральном конкурсе, который был проведен в 2006 году Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования» (компонент «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» ELSP/B1/Gr/004 «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»). Наш проект программы был принят федеральными экспертами, и государственное учреждение «Региональный центр развития образования» (г. Оренбург) стал одним из девятнадцати победителей этого конкурса.
Проект «Информатизация системы образования» направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта – в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования.
Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), который использует часть средств займа для предоставления целевого финансирования на поддержку имеющихся инициатив в области формирования сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счет широкого использования средств Интернет. В рамках программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» инициатива рассматривается как комплекс образовательных услуг, направленный на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в области школ – учреждений общего и начального профессионального образования.
Программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» направлена на реализацию важных для региона задач, среди которых приоритетными задачами программы стали: методическая работа с учителями; модернизация Интернет-сайта для проведения методической работы с педагогами; организация и проведение методических семинаров и конференций; информационное обеспечение деятельности действующих педагогических инициатив.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:
формирование сетевых педагогических сообществ;
внедрение новых форм методической работы с педагогами за счет Интернет-ресурсов и Интернет-технологий;
возрастание количества учителей, получающих Интернет-поддержку своего профессионального развития;
расширение ассортимента и возрастание качества предоставляемых педагогам Интернет-услуг.
Реализация программы рассчитана на 25,5 месяцев (с 3 апреля 2006 года по 18 мая 2008 года). Для выполнения отдельных видов работ были привлечены ресурсы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», который выступает в роли Соисполнителя в ходе реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» проекта «Информатизация системы образования».
Виды деятельности, поддерживаемые в рамках реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», были направлены на реализацию следующих задач:
Методическая работа с учителями по восьми предметным областям (русский язык, литература, физика, география, химия, иностранные языки, история, информатика) предполагает:
методическое сопровождение инновационной деятельности учителей, реализующих профильное обучение;
разработку пяти учебно-методических комплексов, построенных на Интернет-ресурсах;
разработку дидактических моделей проведения уроков с применением Интернет-технологий;
обучение по программам повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Модернизация Интернет-сайта для проведения методической работы с педагогами.
Организация и проведение методических семинаров и конференций.
Информационное обеспечение деятельности действующих инициатив.
Рассмотрим поставленные задачи более подробно, учитывая специфику целевых аудиторий, на которые направлена работа в рамках методической деятельности:
учителя-предметники по восьми предметным областям (русский язык, литература, физика, география, химия, иностранные языки, история, информатика);
методисты районных методических кабинетов;
работники системы повышения квалификации;
сетевые преподаватели.
Приоритетным направлением, по которому ведется методическая работа с указанными целевыми группами, является методика построения эффективного процесса профессионального развития педагогов на основе Интернет-технологий.
Методическое сопровождение организовано с использованием разработанных образовательных ресурсов с применением Интернет-технологий для педагогов шести образовательных предметов: русский язык, литература, физика, химия, география, иностранные языки. Данные ресурсы направлены на профессиональное развитие педагогов, используются в образовательном процессе, построенном с учетом особенностей возрастной категории обучающихся.
Разработан и доступен педагогическому сообществу дистанционный курс для учителей-предметников по проблеме профильного обучения, включающий в себя учебно-тематический план, интерактивный словарь, теоретические материалы, методические рекомендации, перечень дополнительных информационно-образовательных источников, вопросы для самоконтроля. Дистанционный курс доступен педагогическому сообществу на сайте http://www.orenedu.ru/ в разделе «Повышение квалификации».
Кроме того, для оказания методической поддержки деятельности учителей-предметников, участвующих в реализации системы профильного обучения, созданы следующие информационные ресурсы, которые постоянно пополняются новыми материалами:
банк дистанционных курсов для организации сетевого профильного обучения;
банк курсов по выбору и элективных курсов для системы профильного обучения;
банк педагогического опыта преподавания русского языка, литературы, физики, химии, географии, иностранного языка в профильной школе.
Разработанный дистанционный курс для учителей-предметников по проблеме профильного обучения состоит из следующих модулей:
учебно-тематического плана;
интерактивного словаря по проблемам профильного обучения;
теоретических материалов по проблемам профильного обучения;
перечня дополнительных информационно-образовательных источников по проблемам профильного обучения;
методических рекомендаций и вопросов самоконтроля для учителей-предметников по проблеме профильного обучения.
Для методической поддержки сетевых моделей реализации профильного обучения были разработаны следующие курсы:
дистанционный курс по иностранному языку для учащихся 9-11 классов;
дистанционный элективный курс по физике для учащихся 10-11 классов «Подготовка к ЕГЭ: решение физических задач»;
дистанционный курс по изучению литературы в 10 классе (профильный класс) «Откровения о человеке в русской классике 19 века»;
дистанционный курс для учащихся 11 классов «Расчетные задачи по химии для подготовки к ЕГЭ».
Сформирован и постоянно пополняется банк курсов по выбору и элективных курсов для системы профильного обучения, в том числе:
создана структура банка курсов по выбору и элективных курсов для системы профильного обучения;
разработаны требования по оформлению программ курсов по выбору и элективных курсов для системы профильного обучения;
сформирован банк курсов по выбору и элективных курсов для системы профильного обучения по русскому языку и литературе, физике, химии, географии, иностранному языку;
подготовлены методические рекомендации по созданию программ курсов по выбору и элективных курсов для системы профильного обучения.
Сформирован и пополняется ресурсами банк педагогического опыта преподавания русского языка, литературы, физики, химии, географии, иностранного языка в профильной школе, в том числе:
созданы информационно-педагогические модули по итогам обобщения передового опыта учителей;
подготовлены методические рекомендации для учителей физики по реализации профильного обучения в условиях сетевой организации профильного обучения в различных муниципальных структурах;
разработаны аннотации к УМК по профильному обучению, входящих в Федеральный компонент по иностранному языку и рекомендованным Министерством образования и науки РФ;
создан дайджест по вопросам профильного обучения для учителей иностранного языка, русского языка и литературы, физики, химии, географии (предусмотрено ежеквартальное обновление материалов);
разработаны методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
написаны статьи по итогам обобщения опыта работы учителей русского языка и литературы по проблеме «Комплексный анализ текста»;
подготовлены методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по проблеме понимания и интерпретации текста учащимися гуманитарного профиля.
Разработаны пять учебно-методических комплексов (УМК), построенных на Интернет-ресурсах, состоящих из рабочей программы, сетевого учебного пособия, системы контроля. Они направлены на профессиональное развитие педагогов, использованы в образовательном процессе региональной системы повышения квалификации, построенном с учетом особенностей взрослой категории обучающихся:
УМК «Основы эффективного сайтостроения» (31 выпускник).
УМК «Основы использования графических программ (30 выпускников).
УМК «Основы деятельности тьютора в дистанционной форме обучения» (12 выпускников).
УМК «Основы применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога» (36 выпускников).
УМК «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период», в рамках которого разработаны лекционные материалы для учителей истории и краеведения по шести темам: 1) «Культура Южного Урала. Эпоха сталинизма. Была ли альтернатива?»; 2) «Театральная жизнь»; 3) «Киноискусство»; 4) «Музеи»; 5) «Библиотеки»; 6) «Культурно-просветительная работа» (20 выпускников).
В рамках реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» разработаны и совершенствуются две дидактические модели проведения уроков: 1) с применением ресурсов сети Интернет; 2) с применением Интернет-технологий. Разработанные ресурсы доступны на сайте http://www.orenedu.ru/ в разделе «Проекты» / «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» / «Банк данных методические материалы».
В рамках реализации программы было запланировано обучение не менее 200 педагогов Оренбургской области по четырем программам курсов повышения квалификации, в ходе которых изучаются проблемы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обучение было основано на использовании Интернет-технологий и проведено в период реализации проекта (по состоянию на конец февраля 2008 г.) для более тысячи учителей (вместо 200 планируемых) по следующим программам:
Использование новых технологий в деятельности педагога (207 слушателей);
Основы эффективного использования математических программ в деятельности педагога (38 слушателей);
Базовые компьютерные технологии и проектная деятельность (784 слушателей);
Основы создания учебных Web-приложений (22 слушателя).
По результатам обучения слушателям выданы удостоверения государственного образца об окончании указанных курсов.
Особое внимание в программе «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» уделено модернизации Интернет-сайта для проведения методической работы с педагогами. В рамках реализации Технического задания программы выполнены следующие мероприятия:
создан образовательный портал ГУ «Региональный центр развития образования» (http://www.orenedu.ru/), на котором доступны ресурсы, разработанные в рамках программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов Оренбуржья»;
проведена модернизация сайта Соисполнителя – Оренбургского государственного педагогического университета (www.orenipk.ru), на котором предусмотрен доступ на ресурсы, разработанные в рамках программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов Оренбуржья»;
создан раздел «Педагогические инициативы. Проект ИСО» на сайтах http://www.orenedu.ru/ и www.orenipk.ru;
созданы базы данных методических материалов для методистов, учителей-тьюторов и педагогов по предметным областям: русский язык, литература, история, география, физика, химия, информатика, иностранные языки;
создан педагогический форум для методистов, учителей и педагогов системы начального профессионального образования по предметным областям: русский язык, литература, история, химия, география, физика, информатика;
создан и активно функционирует педагогический форум по обсуждению педагогическим сообществом опыта и результатов поддержки педагогических инициатив в регионах проекта ИСО;
создан раздел «Чат» для проведения серии следующих тематических чатов:
«Место Интернет-ресурсов в профессиональном развитии педагогов»;
«Обучение информатике в младших классах: проблемы и перспективы»;
«Организация профильного обучения в региональной системе образования»;
«Какое электронное пособие необходимо мне как учителю»;
«Роль и место общественных дисциплин в современной школе»;
«Проблемы говорения при изучении иностранных языков»;
«Какой язык в Интернет – родной?»;
«Учебник или Интернет-ресурс»;
функционирует раздел «Рассылки» для организации подписки и создания архива тематических и новостных рассылок;
наполняется и имеет методическую поддержку Интернет-сайт www.orenedu.ru, его ресурсы используют 1648 зарегистрированных пользователей и около 300 тысяч посетителей за период реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»;
ведется модерирование форумов и чатов.
Программой «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» было предусмотрено проведение методических семинаров и конференций:
По обмену опытом использования Интернет для методической поддержки педагогов и их профессионального развития:
семинар «Использование ресурсов сети Интернет: методический аспект» (август 2006 г.);
семинар «Адаптация в практике работы педагогов ресурсов сети Интернет: технологический аспект» (август 2007 г.);
конференция «Опыт создания Интернет-ресурсов педагогами Оренбуржья» (февраль 2008 г.).
По подготовке методистов и учителей-тьюторов, ведущих работу с педагогами с помощью Интернет-технологий:
педагогическая гостиная «Особенности организации профессионального роста педагогов как взрослых людей в современных условиях» (декабрь 2006 г.);
видеоконференция «Современные формы дистанционного проведения учебно-методических мероприятий для взрослых людей: обмен опытом» (декабрь 2007 г.);
конференция «Эффект профессионального развития педагогов при использовании Интернет-ресурсов» (апрель 2008 г.).
По обмену опытом и обсуждению результатов поддержки педагогических инициатив в регионах проекта ИСО:
телемост «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов Оренбуржья: региональный аспект» (апрель 2008 г.);
региональные обучающие семинары с конкурсами учебных проектов педагогических инициатив (один раз в год);
методический семинар для учителей русского языка и литературы, иностранных языков, истории, обществознания, информатики, физики и географии, а также для методистов районных методических кабинетов, методистов системы повышения квалификации по проблеме «Организация профильного обучения в региональной системе образования: уроки, достижения, проблемы» (октябрь 2007 г.).
Количество участников каждого семинара и конференции – в пределах от 30 до 120 человек. По итогам данных мероприятий формируется банк педагогического мастерства на странице «Опыт педагогов Оренбуржья» сайта Регионального центра развития образования, включающий в себя учебные проекты, представленные педагогами на региональный конкурс, а также информационно-педагогические модули и статьи из опыта работы.
Главным результатом проведения методических семинаров и конференций является обсуждение опыта внедрения Интернет-технологий в деятельность педагогических работников, а также решение выявленных в ходе работы проблем для различных категорий педагогических работников с опорой на практический опыт.
Информационное обеспечение деятельности действующих инициатив ведется в целях информирования и привлечения широкого круга педагогов. В этой связи участники проектной группы организуют:
размещение ссылок на образовательные порталы;
размещение ссылок на Интернет-страницы территориальных органов управления образованием/образовательных школ;
подготовку информационных материалов по актуальным образовательным проблемам на региональных сайтах;
размещение статей из опыта работы педагогов на региональных сайтах;
анонс на образовательные услуги, реализация которых предполагает Интернет-поддержку педагогов;
подготовку и размещение публикаций с результатами проектной деятельности в рамках программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» в специализированной педагогической прессе, в журналах, СМИ и т.д.
Подводя итоги, следует отметить высокую значимость приобретенного опыта создания Интернет-ресурсов педагогами Оренбуржья в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования». При поддержке Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и поддержке министерства образования Оренбургской области проектная группа приобрела опыт создания и, что особенно важно, опыт применения Интернет-ресурсов в практической деятельности регионального педагогического сообщества.
Секция 1: Совершенствование Интернет-ресурсов в условиях формирования региональной информационно-образовательной среды
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Содержание
- Введение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Размещённая на региональных сайтах информация – помощь учительству
- Информационная и научно-методическая поддержка учителей-предметников, реализующих профильное обучение в Оренбургской области
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Дизайн регионального портала образовательного сообщества оренбуржья как один из аспектов интеграции в образовательное интернет-пространство
- Роль икт и проектной деятельности в школьной жизни
- Гимназический сайт. Этапы создания
- Компоненты образовательной среды в школы: Организационный
- Кадровый
- Количественный охват педагогов, прошедших обучение
- Информационные ресурсы в управлении образованием Фирма"1с". Http://www.1c.Ru/ Информационная среда образовательного учреждения
- Обзор Интернет-ресурсов Бугурусланского района
- Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды
- Развитие информационного пространства школы как фактора создания дополнительных условий для успешного интеллектуального развития учащихся
- Сайт районного отдела образования как основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования Саракташского района
- Опыт использования Интернет-ресурсов и современных технологий в процессе обучения
- Практическое использование конструктора тестов «универсальный тест» в общеобразовательной школе
- Моу «Новомусинская средняя общеобразовательная школа»
- На уроках обж с программой «Универсальный тест» мои ученики работают в двух режимах, в зависимости от типа урока:
- 1.Контрольно-обучающий режим.
- 2.Режим контрольного (на оценку) тестирования.
- Современное инновационное образование в школе
- Использование интернет-ресурсов для управления качеством образования
- О.А. Елисеева, учитель информатики
- Проблемы использования Интернет-ресурсов
- Управление системой информатизации
- И нтернет-ресурс с точки зрения компетентностного
- Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с доступными ресурсами сети Интернет
- Прогнозируемые результаты использования Интернет-ресурсов для управления качеством образования
- Системный мониторинг по английскому языку
- Применение интернет-ресурсов в процессе исследовательской деятельности в филологическом образовании школьников
- Мультимедийное творчество гимназистов
- Традиционная модель учебного процесса
- Модель получения знаний при работе над мультимедийным продуктом
- Смотреть на мир по-новому (Из опыта внедрения программы «1с: ХроноГраф Школа «2.5 проф»)
- «Средства массовой информации. Интернет». Современный урок для современного учителя
- Модель урока введения новой темы на основе интегрирования литературы и истории с использованием икт
- Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
- Элементы уроков с применением
- Internet-технологий (английский язык, немецкий язык, икт)
- Дидактическая модель урока немецкого языка с применением «интернет-технологий в 9 классе
- Модель урока закрепления изученного материала на основе интегрирования русского языка и мировой художественной культуры.
- Модель уроков с использованием интернет-ресурсов и методика их проведения
- Модель урока формирования лексико-грамматических навыков на уроках французского языка с применением информационно-коммуникационных технологий
- Модель урока с использованием интернет-ресурсов
- Урок по теме «Поиск информации во Всемирной паутине»
- 9 Класс
- Практическая работа по теме «Поиск информации во Всемирной паутине».
- Использование интернет-ресурсов на уроках географии
- 2. Проверка усвоения ранее изученного материала
- 3. Изучение нового материала
- 4. Подведение итогов
- 5. Домашнее задание
- Использование средств мультимедиа и сети интернет при обучении биологии
- Формирование и развитие информационной компетентности как условие повышения профессионализма учителей физики
- Современные технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
- Дидактическая модель проведения урока с использованием интернет-ресурсов, интернет-технологий
- Использование информационных технологий на уроке математики
- Использование информационных компьютерных технологий в преподавании биологии
- Роль проектной деятельности в школьной жизни
- Использование икт в процессе обучения литературе в школе
- Электронная почта при дистанционном обучении учащихся физике в учреждении дополнительного образования детей
- Организация дистанционного обучения учащихся
- Папки учащихся в электронной почте
- Начало работы с электронной почтой
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе изучении истории
- Уроки истории с использованием сети интернет (из опыта работы)
- Информационные технологии в преподавании экономики
- Методика проведения уроков с использованием интернет-ресурсов в начальной школе
- Заключение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции