logo search
sb_inet-res

Роль проектной деятельности в школьной жизни

И.Н. ОГОРОДОВА

oinru85@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»

Оренбургской области.

В последнее время в наш лексикон вошло и широко распространилось в языке слово «проект», некогда бытовавшее в среде технической интеллигенции (проект здания, реконструкции улицы и т.п.). В настоящее время стало модным использовать это понятие в различных областях социокультурной практики. Говорят о проектах музыкальных, художественных, телевизионных, а также в сфере бизнеса, экономики, социальной работы и пр., имея в виду некий план, замысел. Само это явление объясняется массовой инновационной деятельностью, все настойчивее проникающей во все общественные структуры и носящей активно-действенный творческий характер. Сказанное в полной мере относится к сфере образования, где в процессе обучения проектная деятельность – одна из популярных форм организации работы с учащимися. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Учебный проект подразумевает

Содержание образования современной школы охватывает целый ряд учебных предметов, изучающих явления, развитие природы и общества. Каждый из них не может дать целостного представления о явлениях, развитии природы и общества в силу ограниченности изучаемой формы движения материи. Данное обстоятельство требует изменения акцентов и приоритетов в содержании образования.

Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы выпускник школы имел четкое представление о социально-экономическом развитии региона, перспективных направлениях развития будущей профессии и получил возможность для формирования зачатков таких современных качеств профессионала, как высокая эрудиция, широкие мировоззренческие взгляды, креативное мышление. В связи с этим одним из направлений в достижении этих целей можно считать интеграцию знаний, а в частности – систематическую организацию проектной деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. При этом интеграция знаний осуществляется за счет комплексного использования материалов из различных областей знаний и активного поиска новой информации, синтеза различных видов деятельности учащихся во время подготовки к занятию.

Проектная деятельность – наиболее совершенное средство обобщения знаний, способствующее тому, чтобы ученик научился исследовать предмет, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса потребности в такого рода деятельности. И дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

Проектная деятельность способствует решению одной из важнейших на сегодня проблем – внедрению в образовательный процесс средств и методик, помогающим детям «открыть» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности учащегося становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории и самого себя. Проектная деятельность направлена на становление личности ребенка через активные способы действий.

Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, безопасностью человека и природы, экономикой. Через приобретаемый опыт приходит знакомство с производством, маркетингом, миром профессий. Достигается связь теоретических знаний с практическими умениями.

При выполнении проекта дети учатся работать с информацией:

Школьники приобретают навыки работы в коллективе (если проект выполняется группой учащихся), решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли и применяя навыки владения искусством и культурой коммуникации.

В плане психического развития совершенствуется и развивается мышление, а именно:

и мыслительные процессы:

Таким образом, работая над проектом, учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности, развивается в процессе формирования механизмов мышления, а не эксплуатации памяти. Совместная работа над проблемой имеет цель не только решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте.