logo search
sb_inet-res

Использование информационных технологий на уроке математики

Н.В. ЛОНКИНА

Lonkina@bk.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Опыт использования ПК показывает, что машина позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например – отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:

Условно программное обеспечение можно классифицировать следующим образом:

Применять компьютер на уроках математики я начала 3 года назад, когда в школе прошла обучение по программе в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего».

Расскажу о некоторых формах работы, которые мы освоили за это время.

Во-первых, это применение презентаций для устного счета при первичном закреплении, во внеклассной работе.

Во-вторых, на уроках я применяю мультимедийный учебный курс для учащихся 6-9 классов «Геометрия не для отличников». В него включены восемь основных разделов геометрии, теория и примеры по всем изучаемым темам, контрольные работы по каждой теме. Этот курс я использую во всех перечисленных выше случаях. Кроме того, в обучающем режиме использую подготовленные учениками и мною презентации. В тренировочном режиме я применяю мультимедийный учебный курс «Математика 5-11 класс» В настоящее время наша школа, как и многие другие, оснащена прекрасным компьютерным классом. Однако следует заметить, что используется эта техника на уроках математики не так уж часто. Одной из причин того, что учителя мало используют компьютер на своих уроках, является практически отсутствующая реклама различных программных продуктов. Но самое важное – недостаток не просто программного обеспечения для уроков математики, а программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу и пособие для учителя, которое содержит не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы. Нравится это или нет, но появление персональных компьютеров существенно влияет на программу школьного курса математики и методику ее преподавания.

Например, мы начинаем вводить компьютер в качестве участника в познавательный процесс при проектном методе обучения. При этом проблема строится на отсутствии сведений в науке или противоречивости сведений. Возможность выбора (например, из сети Интернет) необходимой для решения проблемы информации определяется той ориентировочной основой познавательной деятельности, которая задается преподавателем (может быть в начале урока выдана компьютером обучаемым) и в значительной мере зависит от творческой активности малой группы обучаемых, предлагающих запросить ту или иную информацию и использовать ее подобающим способом для решения проблемы. На региональный конкурс педагогических инициатив «Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий» мною в соавторстве с учителем химии был представлен интегрированный урок математики и экологии по теме «Школьные экологические проблемы на уроке математики», на котором детям предлагалось решить следующие задачи:

  1. Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник «Математика» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: «Мнемозина», 2004, и сколько, чтобы издать тираж учебника?

  2. Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? За 210 учебных дней?

  3. Сколько всего школ в нашем районе? (27)

  4. Сколько детей в этих школах? (2137 чел.)

  5. Сколько бумаги приходится в день на одного ученика?

  6. Сколько может быть оставлено бумаги в школах района?

  7. Какая часть будет потрачена впустую?

  8. Какова площадь школьного участка?

  9. Какую площадь занимают деревья?

  10. Сколько детей обучается в школе?

  11. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?

Чтобы решить эти задачи, дети должны были:

  1. Найти в Интернете на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru в разделе «Новости» (стр. 2) информацию о том, какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса)

  2. Узнать на сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр. 3), сколько бумаги производится в нашей стране (около 6000 тонн)

Роль преподавателя при подобном обучении заключается в том, что он, наблюдая за ходом рассмотрения изучаемого объекта или решения проблемы (разрешения проблемной ситуации) каждой группой, включается и корректирует познавательный процесс, находя ошибки, подводя к правильному решению, подсказывая необходимые общие и конкретные ориентиры. Не менее эффективно воздействие преподавателя на познавательный процесс устной речью, когда он становится полноправным членом всего учебного коллектива или составляющей его малой группы. Одновременно преподаватель объединяет малые группы в единый коллектив, исправляет наиболее часто допускаемые (не единичные) ошибки, знакомит с самыми яркими предложениями и нестандартными решениями.

Кабинет математики в нашей школе оснащен интерактивной доской. С ее появлением интерес к предмету повысился. На доске очень наглядно можно объяснять новый материал по геометрии и некоторые темы по алгебре с помощью программы «Живая геометрия».

Приведу пример использования мультимедийного учебного курса «Математика 5-11 класс» на уроке алгебры в 9 классе при изучении темы «Методы решения целых уравнений». Ученикам предлагается решить уравнение аналитически и графически. При решении уравнения аналитически ученик группирует слагаемые, выносит общий множитель за скобки и получает три корня . Если решать это уравнение графически, то нужно в одной системе координат построить два графика функций: и . На тетрадном листе можно увидеть две точки пересечения графиков с приблизительными координатами (1,7; 5,1) и (-1,7;-5,1), но третью точку с координатами (–4; –64) мы не видим. У детей возникают сомнения в правильности решения графическим методом. В этом случае нам помогает программа мультимедийного учебного курса «Математика 5-11 класс». Построив оба графика с помощью данного мультимедийного пособия, легко продемонстрировать детям правильность решения.

Программу «Живая геометрия» можно использовать при объяснении нового материала по темам «Поворот», «Параллельный перенос», когда ученик на интерактивной доске при помощи электронного карандаша передвигает фигуру, наблюдая свойства движения.

На своих уроках я применяю проектный метод обучения. Так, например, в 7 классе дети проходят тему «Линейная функция». Закрепление этой темы было организовано с использованием проектного метода обучения.

Наличие компьютера и интерактивной доски в кабинете значительно облегчает учителю подготовку к уроку в плане обеспечения урока наглядностью и позволяет сделать материал более доступным.

Однако не следует злоупотреблять использованием ИКТ на уроках математики, поскольку многие темы в математике требуют некоторой отстраненности от действительности и наглядность здесь только мешает.

Мы только осваиваем применение компьютера, но интерес детей к новому для них виду деятельности очень высок, и необходимо его поддержать.