Использование информационных технологий на уроке математики
Н.В. ЛОНКИНА
Lonkina@bk.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Бугурусланского района Оренбургской области
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Опыт использования ПК показывает, что машина позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например – отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.
Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
диагностическое тестирование качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
в обучающем режиме;
при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Условно программное обеспечение можно классифицировать следующим образом:
обучающие программы;
контролирующие программы;
инструментальные программы.
Применять компьютер на уроках математики я начала 3 года назад, когда в школе прошла обучение по программе в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего».
Расскажу о некоторых формах работы, которые мы освоили за это время.
Во-первых, это применение презентаций для устного счета при первичном закреплении, во внеклассной работе.
Во-вторых, на уроках я применяю мультимедийный учебный курс для учащихся 6-9 классов «Геометрия не для отличников». В него включены восемь основных разделов геометрии, теория и примеры по всем изучаемым темам, контрольные работы по каждой теме. Этот курс я использую во всех перечисленных выше случаях. Кроме того, в обучающем режиме использую подготовленные учениками и мною презентации. В тренировочном режиме я применяю мультимедийный учебный курс «Математика 5-11 класс» В настоящее время наша школа, как и многие другие, оснащена прекрасным компьютерным классом. Однако следует заметить, что используется эта техника на уроках математики не так уж часто. Одной из причин того, что учителя мало используют компьютер на своих уроках, является практически отсутствующая реклама различных программных продуктов. Но самое важное – недостаток не просто программного обеспечения для уроков математики, а программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу и пособие для учителя, которое содержит не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы. Нравится это или нет, но появление персональных компьютеров существенно влияет на программу школьного курса математики и методику ее преподавания.
Например, мы начинаем вводить компьютер в качестве участника в познавательный процесс при проектном методе обучения. При этом проблема строится на отсутствии сведений в науке или противоречивости сведений. Возможность выбора (например, из сети Интернет) необходимой для решения проблемы информации определяется той ориентировочной основой познавательной деятельности, которая задается преподавателем (может быть в начале урока выдана компьютером обучаемым) и в значительной мере зависит от творческой активности малой группы обучаемых, предлагающих запросить ту или иную информацию и использовать ее подобающим способом для решения проблемы. На региональный конкурс педагогических инициатив «Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий» мною в соавторстве с учителем химии был представлен интегрированный урок математики и экологии по теме «Школьные экологические проблемы на уроке математики», на котором детям предлагалось решить следующие задачи:
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник «Математика» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: «Мнемозина», 2004, и сколько, чтобы издать тираж учебника?
Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? За 210 учебных дней?
Сколько всего школ в нашем районе? (27)
Сколько детей в этих школах? (2137 чел.)
Сколько бумаги приходится в день на одного ученика?
Сколько может быть оставлено бумаги в школах района?
Какая часть будет потрачена впустую?
Какова площадь школьного участка?
Какую площадь занимают деревья?
Сколько детей обучается в школе?
Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?
Чтобы решить эти задачи, дети должны были:
Найти в Интернете на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru в разделе «Новости» (стр. 2) информацию о том, какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса)
Узнать на сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр. 3), сколько бумаги производится в нашей стране (около 6000 тонн)
Роль преподавателя при подобном обучении заключается в том, что он, наблюдая за ходом рассмотрения изучаемого объекта или решения проблемы (разрешения проблемной ситуации) каждой группой, включается и корректирует познавательный процесс, находя ошибки, подводя к правильному решению, подсказывая необходимые общие и конкретные ориентиры. Не менее эффективно воздействие преподавателя на познавательный процесс устной речью, когда он становится полноправным членом всего учебного коллектива или составляющей его малой группы. Одновременно преподаватель объединяет малые группы в единый коллектив, исправляет наиболее часто допускаемые (не единичные) ошибки, знакомит с самыми яркими предложениями и нестандартными решениями.
Кабинет математики в нашей школе оснащен интерактивной доской. С ее появлением интерес к предмету повысился. На доске очень наглядно можно объяснять новый материал по геометрии и некоторые темы по алгебре с помощью программы «Живая геометрия».
Приведу пример использования мультимедийного учебного курса «Математика 5-11 класс» на уроке алгебры в 9 классе при изучении темы «Методы решения целых уравнений». Ученикам предлагается решить уравнение аналитически и графически. При решении уравнения аналитически ученик группирует слагаемые, выносит общий множитель за скобки и получает три корня . Если решать это уравнение графически, то нужно в одной системе координат построить два графика функций: и . На тетрадном листе можно увидеть две точки пересечения графиков с приблизительными координатами (1,7; 5,1) и (-1,7;-5,1), но третью точку с координатами (–4; –64) мы не видим. У детей возникают сомнения в правильности решения графическим методом. В этом случае нам помогает программа мультимедийного учебного курса «Математика 5-11 класс». Построив оба графика с помощью данного мультимедийного пособия, легко продемонстрировать детям правильность решения.
Программу «Живая геометрия» можно использовать при объяснении нового материала по темам «Поворот», «Параллельный перенос», когда ученик на интерактивной доске при помощи электронного карандаша передвигает фигуру, наблюдая свойства движения.
На своих уроках я применяю проектный метод обучения. Так, например, в 7 классе дети проходят тему «Линейная функция». Закрепление этой темы было организовано с использованием проектного метода обучения.
Наличие компьютера и интерактивной доски в кабинете значительно облегчает учителю подготовку к уроку в плане обеспечения урока наглядностью и позволяет сделать материал более доступным.
Однако не следует злоупотреблять использованием ИКТ на уроках математики, поскольку многие темы в математике требуют некоторой отстраненности от действительности и наглядность здесь только мешает.
Мы только осваиваем применение компьютера, но интерес детей к новому для них виду деятельности очень высок, и необходимо его поддержать.
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Содержание
- Введение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Размещённая на региональных сайтах информация – помощь учительству
- Информационная и научно-методическая поддержка учителей-предметников, реализующих профильное обучение в Оренбургской области
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Дизайн регионального портала образовательного сообщества оренбуржья как один из аспектов интеграции в образовательное интернет-пространство
- Роль икт и проектной деятельности в школьной жизни
- Гимназический сайт. Этапы создания
- Компоненты образовательной среды в школы: Организационный
- Кадровый
- Количественный охват педагогов, прошедших обучение
- Информационные ресурсы в управлении образованием Фирма"1с". Http://www.1c.Ru/ Информационная среда образовательного учреждения
- Обзор Интернет-ресурсов Бугурусланского района
- Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды
- Развитие информационного пространства школы как фактора создания дополнительных условий для успешного интеллектуального развития учащихся
- Сайт районного отдела образования как основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования Саракташского района
- Опыт использования Интернет-ресурсов и современных технологий в процессе обучения
- Практическое использование конструктора тестов «универсальный тест» в общеобразовательной школе
- Моу «Новомусинская средняя общеобразовательная школа»
- На уроках обж с программой «Универсальный тест» мои ученики работают в двух режимах, в зависимости от типа урока:
- 1.Контрольно-обучающий режим.
- 2.Режим контрольного (на оценку) тестирования.
- Современное инновационное образование в школе
- Использование интернет-ресурсов для управления качеством образования
- О.А. Елисеева, учитель информатики
- Проблемы использования Интернет-ресурсов
- Управление системой информатизации
- И нтернет-ресурс с точки зрения компетентностного
- Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с доступными ресурсами сети Интернет
- Прогнозируемые результаты использования Интернет-ресурсов для управления качеством образования
- Системный мониторинг по английскому языку
- Применение интернет-ресурсов в процессе исследовательской деятельности в филологическом образовании школьников
- Мультимедийное творчество гимназистов
- Традиционная модель учебного процесса
- Модель получения знаний при работе над мультимедийным продуктом
- Смотреть на мир по-новому (Из опыта внедрения программы «1с: ХроноГраф Школа «2.5 проф»)
- «Средства массовой информации. Интернет». Современный урок для современного учителя
- Модель урока введения новой темы на основе интегрирования литературы и истории с использованием икт
- Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
- Элементы уроков с применением
- Internet-технологий (английский язык, немецкий язык, икт)
- Дидактическая модель урока немецкого языка с применением «интернет-технологий в 9 классе
- Модель урока закрепления изученного материала на основе интегрирования русского языка и мировой художественной культуры.
- Модель уроков с использованием интернет-ресурсов и методика их проведения
- Модель урока формирования лексико-грамматических навыков на уроках французского языка с применением информационно-коммуникационных технологий
- Модель урока с использованием интернет-ресурсов
- Урок по теме «Поиск информации во Всемирной паутине»
- 9 Класс
- Практическая работа по теме «Поиск информации во Всемирной паутине».
- Использование интернет-ресурсов на уроках географии
- 2. Проверка усвоения ранее изученного материала
- 3. Изучение нового материала
- 4. Подведение итогов
- 5. Домашнее задание
- Использование средств мультимедиа и сети интернет при обучении биологии
- Формирование и развитие информационной компетентности как условие повышения профессионализма учителей физики
- Современные технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
- Дидактическая модель проведения урока с использованием интернет-ресурсов, интернет-технологий
- Использование информационных технологий на уроке математики
- Использование информационных компьютерных технологий в преподавании биологии
- Роль проектной деятельности в школьной жизни
- Использование икт в процессе обучения литературе в школе
- Электронная почта при дистанционном обучении учащихся физике в учреждении дополнительного образования детей
- Организация дистанционного обучения учащихся
- Папки учащихся в электронной почте
- Начало работы с электронной почтой
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе изучении истории
- Уроки истории с использованием сети интернет (из опыта работы)
- Информационные технологии в преподавании экономики
- Методика проведения уроков с использованием интернет-ресурсов в начальной школе
- Заключение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции