logo search
dybravina_prakticheskaa_ps_obrazov

§ 6. Структура службы1

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах любой административной единицы: города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена: ♦ практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении;

1 Здесь изложено понимание данной проблемы авторским коллективом, а не разъясняется содержание существующих нормативных документов. {Примеч. ред.)

лмет и задачи психологической службы образования

59

f районный (муниципальный) кабинет (отдел) психологической

службы; Центр (окружной, городской, региональный) психологической

службы.

Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Здесь он осуществляет в первую очередь следующую работу: » психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей; + консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания;

♦ повышает уровень психологических знаний;

♦ помогает решению проблем педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты (отделы) при районных (муниципальных), областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) сосредоточивают свою деятельность на следующем:

♦ ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений;

♦ контролируют и организуют их деятельность;

♦ оказывают методическую и иную профессиональную помощь;

♦ пропагандируют психолого-педагогические знания;

♦ проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев;

♦ участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних;

♦ консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности.

В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

60__________________Часть I. Введение в практическую психологию образования

Центр психологической службы образования — головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.

Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.

Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел, занимающийся вопросами психологической службы в Министерстве образования России.

Резюме

Психологическая служба образования интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Основные задачи психологической службы образования:

♦ реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

♦ развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

♦ создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, прежде всего, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

♦ оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

для самостоятельной работы 61

Темы для самостоятельной работы

1. Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира.

2. Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования.

3. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.

4. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.

5. Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (например, в детском саду, школе, лицее, колледже, интернате для детей, лишенных попечения родителей, и др.).

Литература

Обязательная

1. Бажовым Л. И. Избранные психологические труды. — М., 1995.

2. БрунерДж. Психология познания. — М., 1977.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. Т. 4.

4. Давыдов В. В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. — М., 1979.

5. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1995.

6. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

7. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.

9. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1997.

11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М., 1976.

12. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности в онтогенезе. - М., 1989.

13. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. — № 4.

14. Якобсон П. М. Психология чувств. — М., 1996.

я

62________________Часть I. Введение в практическую психологию образования

Дополнительная

1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

2. Адлер А. О воспитании детей. — Ростов н/Д, 1990.

3. Арямов И. А. Основы педологии. — М., 1928.

4. Басов М. Я. Общие основы педологии. — М., 1931.

5. Блонский 77. П. Избранные педагогические произведения. — М., 1961.

6. Блонский П. П. Память и мышление. — М.-Л., 1931.

7. Бодалев А. А.,Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М. Психологическая наука — реформе школы // Вопросы психологии, 1984. — № 3.

8. Витцлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: Теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. — М., 1986.

9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М., 1967.

10. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. — М., 1964.

11. Глассер У. Школы без неудачников. — М., 1991.

12. Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии, 1977. — №5.

13. ЗанковЛ. В. Память. - М, 1949.

14. Зинченко В. 77., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.

15. Кала У. В., Pay дик В. В. Психологическая служба в школе. — М., 1986.

16. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

17. КорчакЯ. Избранные педагогические произведения. — М., 1979.

18. КорчакЯ. Как любить детей. — М., 1990.

19. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лапина. - М., 1989.

20. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М., 1972.

21. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

22. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. — М., 1979.

23. МудрикА. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.

24. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 1995, 2002.

дитератуРЁ

63

25 Петровский А. В. О некоторых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал, 1981. — Т. 2. — №2.

26. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. — М., ' 1984.

27. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. — № 4.

28. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М, 1995.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

30. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.

31. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.

32. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М., 1984.

33. С чего начинается личность? / Под ред. Р. И. Косолапова. — М., 1973.

34. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Л., 1974.

35. Теплое Б. Н. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

36. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

37. Элъконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. — М., 1960.

38. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

39. Элъконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. — № 4.

40. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996.

41. Passow H. Educating the gifted in the USA// International Review of Education, 1960. -№ 2.

1