logo search
dybravina_prakticheskaa_ps_obrazov

Часть III. Преподавание психологии в школе

контролирует и корректирует свою учебно-познавательную деятельность. При таких условиях, когда основное внимание ученика направлено не на отметку, а на выполнение задания, развиваются мотивы, связанные с познавательными и учебными интересами. Нарушения субъект-субъектных отношений в процессе оценочной деятельности на уроке, когда ученик не понимает, за что, как и когда ему будет поставлена отметка, приводят к ситуации, в которой сама отметка становится мотивирующим фактором.

На что еще хотелось бы обратить внимание учителя психологии?

Отметка призвана выражать уровень знаний и умений ребенка только на сегодняшний день, она не должна сводиться к количеству баллов, а содержать развернутую характеристику знаний учащихся, его продвижения в этой области по сравнению с предыдущим этапом. Но она не должна превращаться в прогноз дальнейшей успеваемости школьника, в характеристику его личности в целом, не должна влиять на все сферы жизни ребенка и регулировать его отношения и общение. О таком влиянии отметки на самочувствие, а, следовательно, на развитие личности ученика писал когда-то А. В. Петровский:

♦ торжествующая «пятерка»;

♦ обнадеживающая «четверка»;

♦ привычная «тройка»;

♦ угнетающая «двойка»1.

Следует поощрять активность школьников на уроке, их стремление опереться при изложении той или иной темы на собственный опыт и переживания, их любознательность, которая проявляется прежде всего в виде вопросов. Вместе с тем, не следует принуждать к активному участию в обсуждении тех школьников, которые не желают этого.

С профессиональной точки зрения преступно использовать отметку как рычаг управления поведением и учением школьников. Для практического психолога очевидны принципы, приведенные ниже.

Не снижать оценку:

♦ за грамматические ошибки при выполнении задания в письменном виде;

♦ за результаты и даже за отказ выполнения заданий, связанных с психологическим наблюдением за собой и близкими;

♦ за отсутствие активности на уроке.

Проверку знаний не всегда надо выделять в особый этап урока.

' Петровский А. В. Дневник без двоек // Газета «Правда», 1973. — 7 февраля.

Резюме

579

Проверка знаний может проходить в устной или письменной форме. При устной проверке знаний (так называемый опрос учащихся) рекомендуется обращаться к школьникам преимущественно с вопросами, требующими размышлений, сообразительности, умения применять в жизни теоретические знания.

Чтобы активизировать учащихся на занятии, в беседу желательно вовлекать многих учеников.

Опрос в младших классах каждого ученика должен быть обычно непродолжительным.

В средних и старших классах сложность содержания ответов учащихся, а также необходимость развивать умение связно и полно излагать содержание темы заставляют отводить на опрос отдельных учащихся по 8-12 минут и более. Внимание класса поддерживается разнообразными приемами, среди которых можно выделить следующие:

♦ предложить ученикам делать замечания и дополнения к ответу;

♦ предупредить о том, чтобы они были готовы продолжить ответ («вопрос всем — начнет отвечать Коля...») и др.

Контрольные письменные работы применяются для проверки знаний всего класса по крупным разделам программы, а также в конце четверти и учебного года.

В старших классах наиболее эффективна зачетная система. Зачеты в средней общеобразовательной школе в отличие от вузовских, проводятся как итоговая оценка знаний.

Итоговая оценка отражает успешность усвоения знаний, умений и навыков учащихся в объеме, предусмотренном на учебную четверть или учебный год. Такая оценка не может быть средней арифметической всех данных текущей проверки или зачетов. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу соответствующего периода.

Резюме

Преподавание психологии в школе — важное направление деятельности психолога общего среднего образования. Подготовка психологов к преподаванию психологии требует знания не только психологии, но и смежных дисциплин, прежде всего дидактики и методики обучения.

Литература

1. Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. — М., 2000.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.

580