logo search
sb_inet-res

Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды

С.А. МАКАРОВА

sch37@dlm.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37 г. Орска»

Создание информационной образовательной среды в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех ее уровнях. В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации поставлена важная государственная проблема – создание информационной среды единого образовательного пространства.

Информатизация является неотъемлемой частью совершенствования системы образования. В учебном процессе все активнее используются новейшие информационные технологии, в том числе и возможности глобальной сети Интернет. Однако практика свидетельствует о различной результативности их использования, несмотря на то, что значительные финансы тратятся на подключение к Сети, формирование ресурсов и обучение пользователей.

Сообщество компьютерных сетей Интернет – огромное информационное пространство, которое становится все более доступным широкому кругу пользователей. Интернет растет и развивается очень быстро.

Рассмотрим задачи, которые уже решаются и могут быть решены в Сети. Существует мнение, что в Интернет прослеживается две тенденции наполнения Сети содержанием. Первая тенденция связана с тем, что Сеть удовлетворяет утилитарные, коммерческие подходы. Это популярные серверы для каждого желающего, а также различные электронные магазины и реклама. Предложение в данном случае формирует спрос. Вторая тенденция связана с совершенствованием этой системы для профессиональных пользователей, образования и науки, представления Интернет как научного и информационного пространства.

Образовательный потенциал напрямую связан с содержанием информации, находящейся в Сети. Достоверность этой информации является уникальным прецедентом в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. Это является одной из проблем, решением которой может явиться объяснение преподавателя, предупреждающего, что сведения, которые учащиеся могут получить через Сеть, не всегда будут надежными, что есть различия между объективной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт.

Меняется облик образования, важным становится для школы не столько дать обучающемуся знания, сколько сформировать у него важные и значимые для общества компетенции, которые необходимы молодежи для социальной адаптации в новом информационном обществе, что связано с определением статуса ученика как итогового продукта образования. Значит, результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей. Меняется методология деятельности современного учителя: нужно научить школьника учиться работать с информацией.

Гипертекстовый формат представления информации в Сети позволяет существовать в одном документе текстовой и мультимедийной информации. Проблема заключается в том, что образность, как специфичность формы подачи информации в Интернет, может быть вырвана из образовательного контекста, часто не дает знания и понимания. В отличие от книги, которая заставляет думать, преобразовывать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено. В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в Сети с другими видами познавательной активности, только в этом случае образовательный потенциал Сети может быть использован полностью. Коснемся содержания информации в Сети, а конкретно – той ее части, которая может иметь отношение к образованию. В Интернет активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые могут быть полезны для образования. В качестве примеров можно привести официальные сайты российского образования, сайты региональных образовательных сетей, сайты школ, учебных центров и высших учебных заведений, библиотеки, энциклопедии, электронные журналы, уникальные виртуальные музеи произведений искусств, тематические образовательные веб-сайт. Данные сайты обеспечивают хорошим справочным материалом, надежным и постоянное обновляемым. В дальнейшей разработке нуждается создание единой системы и технологии создания образовательных и школьных сайтов (взаимодействие учеников-учителей-родителей, наличие определенной структуры, образовательного содержания).

В 2007 году был создан Web-сайт школы (School37Orsk.narod.ru), который должен обеспечить:

• формирование целостного позитивного образа школы в городе, в стране и мире;

• повышение конкурентоспособности и привлекательности школы;

• более динамичное развитие внешних связей школы, в т.ч. участие в международных образовательных программах;

• представление достижений школы в образовательной и научно-исследовательской и экспериментальной работе;

• развитие научных и учебных связей с другими образовательными учреждениями России, ближнего и дальнего зарубежья;

• доступ сотрудников, школьников и их родителей к информационным ресурсам для повышения эффективности образовательной деятельности;

• достоверное и оперативное предоставление информации о школе;

• укрепление и расширение связей с выпускниками школы;

• повышение эффективности образовательной деятельности школы в дистанционной форме;

• развитие единого информационного пространства школы.

Разработано положение о Web-сайте школы №37, в котором рассмотрено обеспечение развития сайта, регламент подготовки и публикации официальных информационных материалов, требования к персональным Web-сайтам пользователей. Приказом директора школы назначен администратор, несущий ответственность за решение вопросов о размещении информации, об удалении и обновлении устаревшей информации. Контроль над содержанием, наполнением и обновлением информации на страницах различных структур школы осуществляют ответственные исполнители (разработчики сайта) в соответствии с приказом. Разработчики сайта – творческая группа в составе:

В положении также указаны обязанности администратора и разработчиков сайта.

В наше время все чаще начали создаваться собственные Интернет-ресурсы школ, но во многих случаях они низкого качества и слабо связаны с учебным процессом. Просмотрев ряд электронных ресурсов области, можно сказать, что качественные и привлекательные общеобразовательные ресурсы практически отсутствуют. Особенно это касается школьников младшего возраста.

Следует также обратить внимание и на применение информационных технологий. Определяющими факторами успешного использования информационных технологий в учебном процессе являются уровень компьютерного обеспечения образовательных учреждений, наличие телекоммуникационной инфраструктуры, а также уровень квалификации преподавательского состава.

На данный момент школы оснащены компьютерными классами, хотя многие уже устарели и требуют замены, но необходимо говорить об отсутствии развитой телекоммуникационной инфраструктуры. В результате использование Интернет-технологий в общеобразовательных школах ограничено. В нашей школе свободный выход в Интернет отсутствует.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Вовлечение учителей в процесс информатизации школы идет не такими быстрыми темпами, как растет уровень требований к профессиональной компетентности и квалификации педагогического коллектива. В данной ситуации необходимо найти ответы на ряд вопросов:

Построение информационной образовательной среды учебного заведения и ее использование в обучении и воспитании школьников будет иметь эффект только в случае формирования соответствующей готовности педагогов к профессиональному использованию средств ИКТ. В этой связи необходимо формирование психологической готовности педагогических кадров и администрации учебных заведений к деятельности с использованием среды, обучение педагогов, учащихся и сотрудников оперированию с информационными ресурсами среды, обучение специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонентов, организация обмена опытом, проведение конференций, посвященных разработке и эксплуатации среды в условиях системы общего среднего образования.