Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды
С.А. МАКАРОВА
sch37@dlm.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 г. Орска»
Создание информационной образовательной среды в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех ее уровнях. В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации поставлена важная государственная проблема – создание информационной среды единого образовательного пространства.
Информатизация является неотъемлемой частью совершенствования системы образования. В учебном процессе все активнее используются новейшие информационные технологии, в том числе и возможности глобальной сети Интернет. Однако практика свидетельствует о различной результативности их использования, несмотря на то, что значительные финансы тратятся на подключение к Сети, формирование ресурсов и обучение пользователей.
Сообщество компьютерных сетей Интернет – огромное информационное пространство, которое становится все более доступным широкому кругу пользователей. Интернет растет и развивается очень быстро.
Рассмотрим задачи, которые уже решаются и могут быть решены в Сети. Существует мнение, что в Интернет прослеживается две тенденции наполнения Сети содержанием. Первая тенденция связана с тем, что Сеть удовлетворяет утилитарные, коммерческие подходы. Это популярные серверы для каждого желающего, а также различные электронные магазины и реклама. Предложение в данном случае формирует спрос. Вторая тенденция связана с совершенствованием этой системы для профессиональных пользователей, образования и науки, представления Интернет как научного и информационного пространства.
Образовательный потенциал напрямую связан с содержанием информации, находящейся в Сети. Достоверность этой информации является уникальным прецедентом в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. Это является одной из проблем, решением которой может явиться объяснение преподавателя, предупреждающего, что сведения, которые учащиеся могут получить через Сеть, не всегда будут надежными, что есть различия между объективной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт.
Меняется облик образования, важным становится для школы не столько дать обучающемуся знания, сколько сформировать у него важные и значимые для общества компетенции, которые необходимы молодежи для социальной адаптации в новом информационном обществе, что связано с определением статуса ученика как итогового продукта образования. Значит, результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей. Меняется методология деятельности современного учителя: нужно научить школьника учиться работать с информацией.
Гипертекстовый формат представления информации в Сети позволяет существовать в одном документе текстовой и мультимедийной информации. Проблема заключается в том, что образность, как специфичность формы подачи информации в Интернет, может быть вырвана из образовательного контекста, часто не дает знания и понимания. В отличие от книги, которая заставляет думать, преобразовывать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено. В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в Сети с другими видами познавательной активности, только в этом случае образовательный потенциал Сети может быть использован полностью. Коснемся содержания информации в Сети, а конкретно – той ее части, которая может иметь отношение к образованию. В Интернет активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые могут быть полезны для образования. В качестве примеров можно привести официальные сайты российского образования, сайты региональных образовательных сетей, сайты школ, учебных центров и высших учебных заведений, библиотеки, энциклопедии, электронные журналы, уникальные виртуальные музеи произведений искусств, тематические образовательные веб-сайт. Данные сайты обеспечивают хорошим справочным материалом, надежным и постоянное обновляемым. В дальнейшей разработке нуждается создание единой системы и технологии создания образовательных и школьных сайтов (взаимодействие учеников-учителей-родителей, наличие определенной структуры, образовательного содержания).
В 2007 году был создан Web-сайт школы (School37Orsk.narod.ru), который должен обеспечить:
• формирование целостного позитивного образа школы в городе, в стране и мире;
• повышение конкурентоспособности и привлекательности школы;
• более динамичное развитие внешних связей школы, в т.ч. участие в международных образовательных программах;
• представление достижений школы в образовательной и научно-исследовательской и экспериментальной работе;
• развитие научных и учебных связей с другими образовательными учреждениями России, ближнего и дальнего зарубежья;
• доступ сотрудников, школьников и их родителей к информационным ресурсам для повышения эффективности образовательной деятельности;
• достоверное и оперативное предоставление информации о школе;
• укрепление и расширение связей с выпускниками школы;
• повышение эффективности образовательной деятельности школы в дистанционной форме;
• развитие единого информационного пространства школы.
Разработано положение о Web-сайте школы №37, в котором рассмотрено обеспечение развития сайта, регламент подготовки и публикации официальных информационных материалов, требования к персональным Web-сайтам пользователей. Приказом директора школы назначен администратор, несущий ответственность за решение вопросов о размещении информации, об удалении и обновлении устаревшей информации. Контроль над содержанием, наполнением и обновлением информации на страницах различных структур школы осуществляют ответственные исполнители (разработчики сайта) в соответствии с приказом. Разработчики сайта – творческая группа в составе:
главный редактор;
представители ученического самоуправления;
учитель информатики;
инициативные учителя, родители и учащиеся.
В положении также указаны обязанности администратора и разработчиков сайта.
В наше время все чаще начали создаваться собственные Интернет-ресурсы школ, но во многих случаях они низкого качества и слабо связаны с учебным процессом. Просмотрев ряд электронных ресурсов области, можно сказать, что качественные и привлекательные общеобразовательные ресурсы практически отсутствуют. Особенно это касается школьников младшего возраста.
Следует также обратить внимание и на применение информационных технологий. Определяющими факторами успешного использования информационных технологий в учебном процессе являются уровень компьютерного обеспечения образовательных учреждений, наличие телекоммуникационной инфраструктуры, а также уровень квалификации преподавательского состава.
На данный момент школы оснащены компьютерными классами, хотя многие уже устарели и требуют замены, но необходимо говорить об отсутствии развитой телекоммуникационной инфраструктуры. В результате использование Интернет-технологий в общеобразовательных школах ограничено. В нашей школе свободный выход в Интернет отсутствует.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Вовлечение учителей в процесс информатизации школы идет не такими быстрыми темпами, как растет уровень требований к профессиональной компетентности и квалификации педагогического коллектива. В данной ситуации необходимо найти ответы на ряд вопросов:
Почему так трудно и медленно идет процесс внедрения современных информационных технологий в школу?
Чем порождено желание или нежелание учителей использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности?
Какие мотивы и потребности ими движут?
Какие проблемы необходимо решить для повышения эффективности подготовки педагогических кадров в области использования ИКТ?
Построение информационной образовательной среды учебного заведения и ее использование в обучении и воспитании школьников будет иметь эффект только в случае формирования соответствующей готовности педагогов к профессиональному использованию средств ИКТ. В этой связи необходимо формирование психологической готовности педагогических кадров и администрации учебных заведений к деятельности с использованием среды, обучение педагогов, учащихся и сотрудников оперированию с информационными ресурсами среды, обучение специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонентов, организация обмена опытом, проведение конференций, посвященных разработке и эксплуатации среды в условиях системы общего среднего образования.
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Содержание
- Введение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Размещённая на региональных сайтах информация – помощь учительству
- Информационная и научно-методическая поддержка учителей-предметников, реализующих профильное обучение в Оренбургской области
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Дизайн регионального портала образовательного сообщества оренбуржья как один из аспектов интеграции в образовательное интернет-пространство
- Роль икт и проектной деятельности в школьной жизни
- Гимназический сайт. Этапы создания
- Компоненты образовательной среды в школы: Организационный
- Кадровый
- Количественный охват педагогов, прошедших обучение
- Информационные ресурсы в управлении образованием Фирма"1с". Http://www.1c.Ru/ Информационная среда образовательного учреждения
- Обзор Интернет-ресурсов Бугурусланского района
- Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды
- Развитие информационного пространства школы как фактора создания дополнительных условий для успешного интеллектуального развития учащихся
- Сайт районного отдела образования как основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования Саракташского района
- Опыт использования Интернет-ресурсов и современных технологий в процессе обучения
- Практическое использование конструктора тестов «универсальный тест» в общеобразовательной школе
- Моу «Новомусинская средняя общеобразовательная школа»
- На уроках обж с программой «Универсальный тест» мои ученики работают в двух режимах, в зависимости от типа урока:
- 1.Контрольно-обучающий режим.
- 2.Режим контрольного (на оценку) тестирования.
- Современное инновационное образование в школе
- Использование интернет-ресурсов для управления качеством образования
- О.А. Елисеева, учитель информатики
- Проблемы использования Интернет-ресурсов
- Управление системой информатизации
- И нтернет-ресурс с точки зрения компетентностного
- Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с доступными ресурсами сети Интернет
- Прогнозируемые результаты использования Интернет-ресурсов для управления качеством образования
- Системный мониторинг по английскому языку
- Применение интернет-ресурсов в процессе исследовательской деятельности в филологическом образовании школьников
- Мультимедийное творчество гимназистов
- Традиционная модель учебного процесса
- Модель получения знаний при работе над мультимедийным продуктом
- Смотреть на мир по-новому (Из опыта внедрения программы «1с: ХроноГраф Школа «2.5 проф»)
- «Средства массовой информации. Интернет». Современный урок для современного учителя
- Модель урока введения новой темы на основе интегрирования литературы и истории с использованием икт
- Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
- Элементы уроков с применением
- Internet-технологий (английский язык, немецкий язык, икт)
- Дидактическая модель урока немецкого языка с применением «интернет-технологий в 9 классе
- Модель урока закрепления изученного материала на основе интегрирования русского языка и мировой художественной культуры.
- Модель уроков с использованием интернет-ресурсов и методика их проведения
- Модель урока формирования лексико-грамматических навыков на уроках французского языка с применением информационно-коммуникационных технологий
- Модель урока с использованием интернет-ресурсов
- Урок по теме «Поиск информации во Всемирной паутине»
- 9 Класс
- Практическая работа по теме «Поиск информации во Всемирной паутине».
- Использование интернет-ресурсов на уроках географии
- 2. Проверка усвоения ранее изученного материала
- 3. Изучение нового материала
- 4. Подведение итогов
- 5. Домашнее задание
- Использование средств мультимедиа и сети интернет при обучении биологии
- Формирование и развитие информационной компетентности как условие повышения профессионализма учителей физики
- Современные технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
- Дидактическая модель проведения урока с использованием интернет-ресурсов, интернет-технологий
- Использование информационных технологий на уроке математики
- Использование информационных компьютерных технологий в преподавании биологии
- Роль проектной деятельности в школьной жизни
- Использование икт в процессе обучения литературе в школе
- Электронная почта при дистанционном обучении учащихся физике в учреждении дополнительного образования детей
- Организация дистанционного обучения учащихся
- Папки учащихся в электронной почте
- Начало работы с электронной почтой
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе изучении истории
- Уроки истории с использованием сети интернет (из опыта работы)
- Информационные технологии в преподавании экономики
- Методика проведения уроков с использованием интернет-ресурсов в начальной школе
- Заключение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции