Часть II. Детская практическая психолоп
Резюме
Период отрочества — это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются школьником, у него формируется новое представление о себе укрепляется самооценка. На развитие в период отрочества существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками В свою очередь, благополучные отношения со взрослыми в школе и семье, основывающиеся на понимании подростка и принятии его, являются важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.
Поэтому основными направлениями деятельности психолога в этот период являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.
Темы для самостоятельной работы
1. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к обучению в средней школе.
2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения.
3. Использование игровых методов в психологической и педагогической работе со школьниками 10-13 лет: возможности и ограничения.
4. Разработка программ развития вербальных и невербальных средств общения для школьников 10-11 и 12-13 лет.
5. Специфика консультационной работы психолога с учащимися 10-13 лет, их родителями и учителями.
Литература
Обязательная
1. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М., 1995.
3. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1986.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
Литература
473
5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3, М., 1984. Т. 4.
6. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.
7. Клее М. Психология подростка. — М., 1991.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
9. Крайг Г. Психология развития. Разд. 6. Подростковый и юношеский возраст. — СПб., 2000.
10. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985. [1. Массен П. X. и др. Развитие личности ребенка. — М., 1987. L2. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
13. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.
14. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995.
15. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
L6. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
17. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 1994.
18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Дополнительная
1. Айдакова Л. Уроки психологии в школе: Созидательная терапия. - М., 1993.
2. Айнхорн А. Трудный подросток. — М., 2001.
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся III—V классов: Пособие для учителей и школьных психологов. — Обнинск, 1993.
4. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.
5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.
6. Бейтсон Г. и соавт. К теории шизофрении // Московский психотерапевтический журнал, 1993. — № 1,2.
7. Березин С. В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. — М. - Самара, 2000.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
474________________________________Часть II. Детская практическая психолоГИп
9. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся VI—VIII классов: Пособие для учителей и школьных психологов. — Обнинск, 1993 (1993, 1994).
10. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.
11. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Методическое пособие // Психодиагностика детей и подростков. - М.; СПб., 1994.
12. Возрастная физиология: Руководство по физиологии / Отв. ред. В. Н. Черниговский. — Л., 1975.
13. Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. — М., 1994.
14. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994.
15. Гиппентрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1997.
16. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. — М., 1995.
17. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Методическое руководство / Под ред. А. Г. Лидерса, И. В. Ани-симовой. — Обнинск, 1993.
18. Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком. — М., 2000.
19. Долыпо Ф. На стороне подростка. — М., 1997.
20. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М., 1987.
21. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб., 2000.
22. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.
23. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991.
24. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом / Ред.-сост. В. Шестаков. - М., 1968.
25. Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ Под ред. В. А. Гурьевой. М., 2001.
26. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991.
27. Ковалев С. В. Семь шагов от пропасти. Применение НЛП в терапии наркомании.
28. Колесов Д. В. Учителю о наркомании. — М., 1998.
29. Кон И. С. В поисках себя. - М., 1984.
30. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.
31. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб, 1996.
тература
475
32. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Тематическое приложение № 1 к «Журналу практического психолога». — М.; СПб, 1996.
33. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. — М., 1990.
34. Лебединская К. С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.
35. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980.
36. Лейтес Н. С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
37. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
38. Леонова А. Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка. — М., 1990.
39. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб, 1999.
40. Лоуэн А. Физическая динамика структур характера. — М., 1996.
41. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
42. Меновщиков В. Ю. Основы психологического консультирования. — М., 1998.
43. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.
44. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
45. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бо-далева, В. В. Столина. — М., 1987.
46. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. - М., 1988.
47. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. — Л., 1973.
48. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа / Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М, 1983.
49. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования / Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. - Л., 1976.
50. Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: Программа курса занятий // Раз-
476________________________________Часть II. Детская практическая психол0гы
вивающие и коррекционные программы для работы с младщцМ11 школьниками и подростками. — М.; Тула, 1993.
51. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
52. Психологическая диагностика: Учеб. пособие/ Научн. ред. К. М. Гу-ревич. — Бийск, 1993.
53. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Отв. ред. К. М. Гуревич, И. В. Дубровина. — М., 1990.
54. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под. ред. И. В. Дубровиной. — Калуга, 1994.
55. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдщ-тейна. — М., 1987.
56. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А. М. Ма-тюшкина. — М., 1991.
57. Роджерс К. О группах встреч. — М., 1993.
58. Рождественская Н. А. Как понять подростка. — М., 1995.
59. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1999.
60. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997.
61. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. — Обнинск, 1993.
62. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. — Обнинск, 1993.
63. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. — Н. Новгород, 1995.
64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.
65. Славина Л. С. Трудные дети. — М.; Воронеж, 1998.
66. Смид Р. Групповая работа с подростками. — М., 1999.
67. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. — М., 1995.
68. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.
69. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986.
70. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.
71. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. — М., 1994.
дитература
477
72. Фелъдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М., 1997.
73. Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967.
74. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.
75. Формирование интереса к учению у школьников // Под ред. А. К. Марковой. - М., 1986. "
76. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.
77. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М., 1986.
78. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. — № 3.
79. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М., 1995.
. 80. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. 81. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. — М., 1993.
■ 82. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - СПб., 1996.
• 83. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.
184. Экман П. Почему дети лгут? — М., 1993.
|85. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996. 86. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — М., 1992.
- Isbn 5-94723-870-5
- § 2. Практическая психология образования в России
- Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования
- § 1. Определение психологической службы образования
- § 2. Теоретические основания психологической службы образования
- § 3. Цель психологической службы образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 4. Задачи психологической службы образования
- § 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы
- § 6. Структура службы1
- Раздел II
- Глава 1. Практический психолог образования как профессионал
- § 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
- § 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог1
- § 3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении
- § 4. Содержание работы психолога
- § 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования
- § 1. Психологическое просвещение
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 2. Психологическая профилактика
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- § 3. Психолого-педагогический консилиум
- § 4. Психологическая консультация
- § 5. Психологическая диагностика
- § 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования
- § 7. Кабинет психолога в учреждении образования
- Часть I. Введение в практическую психологию образования
- Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования
- § 1. Понимание индивидуальности человека как ценности
- § 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства
- Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность
- Часть I, Введение в практическую психологию образовании
- § 1. Профессиональная позиция
- § 2. Ум психолога
- § 3. Личностные особенности практического психолога
- § 4. Права и обязанности психолога образования
- § 2. Ценность дошкольного детства
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста
- § 1. Практические проблемы социализации дошкольников
- § 2. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками
- § 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
- § 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего
- § 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
- Глава 3. Дошкольники «группы риска»
- § 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка
- § 2. Нарушения поведения
- § 3. Отставание в психическом развитии
- Раздел II
- Глава 1. Психологическая готовность к школе
- § 1. Понятие «психологическая готовность к школе»
- § 2. Анализ существующих методов определения готовности к школе
- Глава 2. Диагностическая программа
- § 1. Научные основания разработки диагностической программы
- § 2. Составляющие диагностической программы Мотивационная сфера
- § 3. Процедура определения психологической готовности к школе
- Глава 3. Развивающая и коррекционная работа
- § 1. Коррекционная работа
- § 2. Развивающая работа
- Раздел III
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность младшего школьного возраста
- Глава 2. Что значит «уметь учиться»
- Часть II. Детская практическая психол
- Часть II. Детская практическая психрЛп
- Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников
- § 1. Развитие внимания
- Часть II. Детская практическая психоЛг,г
- § 2. Развитие памяти
- § 3. Умственное развитие
- Глава 4. Работа по развитию моторики
- Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением
- Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми
- Глава 7. Младшие школьники «группы риска»
- § 1. Неуспеваемость в начальных классах
- § 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)
- § 3. Медлительные дети 1
- § 4. Демонстративные дети1
- § 5. Тревожные дети
- § 6. Леворукий ребенок в школе
- Часть II. Детская практическая психолгу
- Раздел IV
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Проблема подросткового кризиса
- § 3. Ценность отрочества
- Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста
- § 1. Задачи развития
- § 2. Начало обучения в средних классах школы
- § 3. Формирование умения учиться в средней школе
- § 4. Психологическая помощь при трудностях в учении
- Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие и укрепление чувства взрослости
- Часть II. Детская практическая психрлгт.
- § 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства
- § 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования
- § 5. Развитие интересов
- Часть II. Детская практическая психол0г
- Часть II. Детская практическая психОАо
- Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте
- § 1. Задачи развития
- § 2. Развитие общения со сверстниками
- § 3. Развитие воли
- § 4. Развитие мотивационной сферы.
- § 5. Развитие воображения
- Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития
- § 1. Созревание организма
- § 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сфер
- § 3. Самооценка внешности, «физическое я»
- Часть II. Детская практическая психоАп|-,
- § 4. Сексуальное развитие
- Глава 6. Подростки «группы риска»
- § 1. Проблема «группы риска» среди подростков
- 1 Чатг lAf,
- § 2. Дебюты психических заболеваний у подростков
- § 3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями
- § 4. Невротическое развитие личности у подростков
- § 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков
- § 6. Подростки с церебрастеническими явлениями
- § 7. Суицидальное поведение подростков
- § 8. Подростки из дисфункциональных семей
- § 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием
- Часть II. Детская практическая психолоп
- Раздел V Ранняя юность
- Глава 1. Общая характеристика возраста
- § 1. Особенности психического развития
- § 2. Ценность ранней юности и задачи развития
- Глава 2. Проблемы личностного развития
- § 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте
- § 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе
- § 3. Установка на продление моратория
- Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- § 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности
- § 2. Жизненные цели и психологическое здоровье
- § 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
- Глава 4. Юноши и девушки «группы риска»
- § 1. Возможные вариации взросления
- § 2. Аддиктивное поведение
- § 3. Юношеская сексуальность
- Часть II. Детская практическая психологу
- § 4. Асоциальное поведение
- Часть II. Детская практическая психология
- Часть III
- Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы
- § 1. Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе
- Часть III. Преподавание психологии в школр
- § 2. Этапы «вхождения» психологии в практику школьного образования
- Часть III. Преподавание психологии в шкодр
- § 3.0 Целесообразности преподавания психологии в школе
- § 4. Обоснование научного содержания курса «Психология в школе»
- Часть III. Преподавание психологии в iukqap
- Часть III. Преподавание психологии в школ
- § 5. Когда начинать преподавание психологии в школе?
- Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе
- § 1. Принципы преподавания психологии в школе
- § 2. Урок психологии
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 3. Подготовка учителя к уроку
- § 4. Урок и учебные ситуации
- § 5. Урок и эмоциональные состояния школьников
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- § 6. Ученик как субъект учебной деятельности
- § 7. Учитель как субъект педагогической деятельности
- § 8. Взаимодействие ученика и учителя
- § 9. Оценка и отметка
- Часть III. Преподавание психологии в школе
- Часть ill. Преподавание психологии в школе