logo search
dybravina_prakticheskaa_ps_obrazov

§ 3.0 Целесообразности преподавания психологии в школе

Целесообразность представляет собой соответствие между деятельностью и заранее поставленной целью, которая порождается потребностью общества и в этой деятельности реализуется.

Нельзя не согласиться с известным философом и педагогом Г. Гур-джиевым в том, что «вопрос о цели — очень важный вопрос. Пока человек не определит для себя свою цель, он не может даже и начать что-то "делать". Как же возможно что-нибудь "делать", не имея цели? "Делание" прежде всего предполагает цель»1.

В чем же может заключаться целесообразность преподавания психологии в школе? Прежде всего, преподавание такого предмета в школе отвечает интересам современного общества. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности — гуманизация, демократизация, сотрудничество, диалогизация, толерантность — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей. Поэтому необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни, практики обучения и воспитания. Такое образование может стать основой психологической культуры, которой так недостает нашему обществу. Ведь одной из центральных задач практической психологии образования и явилась задача привнесения в систему образования психологической культуры, в контексте которой ребенок является целью, смыслом и основной ценностью вне зависимости от его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального статуса И пр.

1 Цит. по кн.: Успенский П. Д. В поисках чудесного / Пер. с англ. — СПб., 1992.-С. 117.

Психология как учебный предмет общеобразовательной школы____________539

Образование в школе нерасторжимо связано с культурой. Учебная программа включает систему знаний из разных отраслей наук, которые в целом представляют собой общее культурное поле современного общества, а каждая из отраслей наук отдельно позволяет ребенку познакомиться с ней как частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяя тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создавая условия для его развития, предоставляя ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни. Однако психология в этом культурном пространстве не представлена.

А между тем психология составляет существенную часть общей культуры. Вся наша духовная и материальная культура является областью, где в конкретной форме зафиксированы психологические идеи и явления (сказки, обычаи, фольклор, все виды искусств и пр.). С помощью образования или без него человек так или иначе входит в культуру.

Дети, все время окунаясь в культуру окружающего их социума, осваивают психологическую информацию, не называя ее психологической, не осознавая ее психологической сущности. Они, конечно, приобретают ценнейший опыт, получая житейские психологические знания в раннем возрасте. Каждый ребенок — маленький психолог, он многое понимает. Он быстро постигает, например, принцип «разделяй и властвуй» и использует его во взаимоотношениях с родителями, в частности. Блестящие примеры этого мы находим в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти».

Ну, Нюра, довольно, не плачь! Я плачу не тебе, а тете Симе.

Или другой пример.

Вера, четырех лет, говорит маме: «Ты можешь пойти за мороженым... Я не для того говорю, что за мороженым, а для того, чтобы ты вышла немного на воздух».

Люди любого возраста, основываясь на житейском опыте, не изучая психологии, часто применяют приемы психологии в повседневной жизни, нередко невпопад и ошибочно. Зачем же лишать эти приемы осознанного понимания?

Все знают, что физическая травма опасна и надо учить, как оказать первую помощь или как избежать травмы.

540___________________________Часть III. Преподавание психологии в школе

О стрессах, страхах, тревожности (психических травмах) в последнее время тоже стали довольно много писать и говорить. О психологических травмах, о психологическом нездоровье — даже разговора нет.

Ребенок, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны.

А психологическое самопознание, самосознание для ребенка — процесс сложный, иногда мучительный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочны, так как знаниями о себе как о человеке ребенок не располагает.

Незнание законов развития психики, непонимание, что такое способности, неумение отличить устойчивого интереса от мимолетного увлечения, непонимание самого себя и пр. приводят к тому, что ребенок (подросток, юноша) нередко не может сделать самостоятельного выбора: профильного класса, формы обучения, будущей профессии, жизненной позиции и др.

Подрастающему человеку все время говорят, что надо уметь управлять своим поведением, но не говорят, как это делать.

Подростки и старшеклассники часто обращаются с вопросами о том, как узнать самого себя, как развить у себя те или иные качества личности, как определить свои способности, как наладить отношения со сверстниками и взрослыми.

Они просят подсказать им, как можно узнать что-то о себе самом, о своих индивидуальных особенностях, возможностях, как изменить что-то в своем поведении, характере.

Ребенка одинаково легко убедить как в своей неполноценности, так и в собственной гениальности. И то, и другое крайне вредно для развития личности. Он должен научиться сам понимать свои сильные и слабые стороны.

А сейчас дети ждут помощи, подсказки взрослых, не догадываясь о том, что есть такая наука, изучение которой может помочь самому человеку многое понять как в себе самом, так в окружающих людях, мире.

Познание бесконечных потенциальных возможностей, заложенных в человеке природой и социумом, может побудить ребенка надеяться и опираться прежде всего на самого себя, а не только ждать помощи и требовать чего-то от других.

В настоящее время преподавание психологии представляет собой эпизодические включения отдельных психологических знаний в общий процесс обучения. Многочисленная научно-популярная психологическая литература тоже не дает систематического знания.

Психология как учебный предмет общеобразовательной школы____________541

Появилось много людей, которые пользуясь психологической неграмотностью общества объявляют себя специалистами в психологии (различные экстрасенсы, предсказатели, гадалки). Увеличивается доля произведений псевдокультуры на телевидении и в печати.

Поэтому одной из задач современного образования является формирование критичности, самостоятельности мышления и устойчивости детей к информационным воздействиям. В связи с этим преподавание психологии в школе приобретает особую значимость.

Знания о человеке, которые получают дети, должны быть научной информацией. Нужна научная, систематическая психология, а не знакомство с отдельными психологическими вопросами на уроках литературы, истории, биологии, физиологии, на различного рода тренин-говых занятиях с психологом.

Поэтому целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Напомним, что культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории. Культура выражает степень познания и практическое овладение людьми законами природы и общественной жизни.

Культура создает личность, и чем более широк круг культуры, в который вводит ребенка взрослый, тем более значимыми становятся основания для развития полноценной личности. В нашем обществе, к сожалению, фактически отсутствует психологическая культура. Поэтому взрослые — родители, педагоги, руководители и др. — в своем подавляющем большинстве не могут приобщить к ней молодое поколение.

Приобщение людей к психологическим знаниям в школьном возрасте, быть может, приведет наше общество к пониманию психологии человека, признанию этой науки как необходимой для полноценного развития человека и человечества, для признания ценности человека самого по себе, вне зависимости от национальности, должности, возраста и пр. Без знания основ психологии личности очень трудно воспитать молодое поколение в духе толерантности — уважения к человеку как таковому.

Й. Лангмейер и 3. Матейчик1, обсуждая вопросы об источниках психической депривации в детском возрасте, очень точно отмечали, что

1 Лангмейер Й., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

542___________________________Часть III. Преподавание психологии в школр

ребенок, проживающий в изоляции от культуры современного общества, подвергается опасности, что у него не возникнет потребность жить культурно, т. е. потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом.

Сформулированная нами цель преподавания психологии в школе предполагает развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы и миром людей, миром культуры и пр.

Реализация цели требует решения психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

♦ формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;

♦ оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

♦ пробуждение интереса ребенка к другим людям и к самому себе;

♦ развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

♦ развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

♦ раскрытие сущности личностной направленности (потребности, желания, цели, смыслы, идеалы, ценностные ориентации);

♦ развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.);

♦ понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

Специальной задачи на профессиональную ориентацию на профессию психолога не ставится. Знания психологии нужны каждому, какую бы профессию он ни выбрал — врача, продавца, банкира и пр. А если кто-то из учеников более глубоко заинтересуется психологией, он выберет психологию как профессию, но уже осмысленно.

Итак, психология необходима как предмет общего образования. Она формирует целостное мировоззрение ребенка — учит взаимодействовать не только с окружающей действительностью, но и с людьми и с самим собой.

Цель преподавания психологии в школе совпадает с основной целью всей системы образования — культурное и социальное развитие ребенка, обеспечивающее ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь. Еще Н. Г. Чернышевский замечал, что три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.

Сегодня для того, чтобы помочь ребенку в полноценном развитии, недостаточно передать ему опыт предшествующих поколений, надо

Психология как учебный предмет общеобразовательной школы___________543

подготовить его к жизни в быстро изменяющемся мире, более того, научить его изменять и совершенствовать этот мир.

Вот почему целью обучения и воспитания не может быть простая адаптация ребенка к условиям жизни, к существующим отношениям и пр. Необходимо научить ребенка понимать самого себя и окружающих людей (не просто бояться их, опасаться, а именно понимать), научить принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Психология в школе нужна для укрепления не только психического, но и психологического здоровья детей, что имеет отношение к развитию их духовного мира, содержания их личности.

Р. Фраерман, автор замечательного произведения для детей «Повесть о первой любви», замечал, что не так уж трудно, в конечном счете, добиться победы в мире материальных достижений. Гораздо труднее достигнуть гармонии между миром духовным и материальным. Чтобы земной и практичный Санчо Панса не затмил возвышенного духа несравненного Дон Кихота, самоотверженного, беззаветно верующего в долг, правду и добро, всегда готового к борьбе за истину, которая нелегко дается, требует служения и жертв.