logo search
dybravina_prakticheskaa_ps_obrazov

§ 1. Принципы преподавания психологии в школе

Принципами преподавания психологии в школе и являются общедидактические принципы с учетом специфики предмета «Психология». Приведем несколько принципов.

Принцип научности обучения. «Принципом научного изложения является не простое сообщение знаний. Оно должно показать непосредственную зависимость знаний от науки, должно показать ее динамику, исследование в действии» (Л. С. Выготский).

Принцип внутрипредметных связей. Раскрывая и обобщая уже знакомые учащимся по предыдущим годам обучения вопросы на новом, более сложном материале, приводить их в определенную систему знаний.

Принцип межпредметной координации. Этот принцип реализуется в установлении контактов учителя психологии с учителями других

550___________________________Часть III. Преподавание психологии в школе

школьных дисциплин — литературы, биологии, физиологии, истории и т. д. — для координации научных знаний по той или иной психологической проблеме, затрагиваемой другими дисциплинами (например, при изучении высшей нервной деятельности, психических процессов, специальных способностей, чувств и межличностных отношений и пр.)

Связь теории с практикой. Этот принцип реализуется через применение знаний в решении задач, в практических работах, через приобретение личного опыта в самостоятельном поиске и нахождении истины.

Принцип наглядности. Но следует помнить, что все хорошо в меру. Переоценка роли наглядности в обучении может задержать развитие абстрактного мышления.

Принцип развития и саморазвития личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения.

Принцип самостоятельности и активности. Это проявляется в самостоятельности учащихся в добывании знаний, когда ученик делает сам выводы и обобщения, овладевает новыми способами учебной деятельности. О понимании учебного материала можно говорить лишь тогда, когда ученики могут свободно и сознательно пользоваться знаниями.

Принцип доступности. Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. Доступность обучения не означает его легкости.

Принцип активного субъект-субъектного взаимодействия ребенка и взрослого (сотрудничество).

Поощрение любознательности. Важно на уроке поощрять учащихся задавать вопросы.

Принцип толерантности — принятия любого ребенка, проявления доброжелательности и терпения в работе с ним.

Принцип безоговорочной веры в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии. (Что составляет основу педагогического профессионализма.)

Принцип ответственности учителя за знания и умственное развитие учащихся (учитель не вправе объяснять неудачи своих учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации).

Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе________551

Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир — важнейший этический принцип преподавателей данного предмета.

Принцип четкого разграничения учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности практического школьного психолога.