Задания для учебной и самостоятельной работы студентов
Вопросы и задания данного раздела направляют и стимулируют студентов к внимательному, активному, творческому осмыслению курса «История педагогики и образования». Раздел содержит темы рефератов и творческих работ и литературу к отдельным разделам курса.
Хронологический указатель
1. Составьте хронологический указатель основных дат жизни и педагогической деятельности выдающихся педагогов (по выбору). Отобранный материал оформите в виде таблицы:
Годы | Факты биографии | Сочинения |
|
|
|
а) Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт, Р. Оуэн, Д. Дьюи.
б) М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, И.И. Бецкой, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский.
2. Используя материалы Хронологического Указателя основных дат жизни и деятельности Я.А. Коменского:
а) составьте библиографию трудов Я.А. Коменского;
б) составьте 3-4 тестовых задания для самоконтроля;
в) сформулируйте несколько вопросов к тексту;
г) назовите фундаментальные труды Я.А. Коменского;
д) используя материалы Приложения 2, укажите, школа и педагогика каких стран развивалась под влиянием идей Я.А. Коменского.
3. Составьте хронологический указатель по истории образовательных и воспитательных учреждений в России:
а) Дошкольное воспитание;
б) Начальное образование в России;
в) Средняя школа в России;
г) Высшее образование в России;
д) Народная школа в России;
е) Специальная школа в России;
ж) Частная школа в России;
з) Педагогическое образование в России;
и) Учебные заведения Санкт-Петербурга (в разные исторические периоды);
к) Учебно-воспитательные учреждения Москвы;
л) Учебно-воспитательные учреждения родного края, города;
м) История отдельных учебных заведений.
4. Используя материалы Приложения «Педагогическое образование в России»:
а) назовите учебные заведения для женщин;
б) составьте указатель мужских учебных заведений, дающих педагогическое образование;
в) составьте 3-4 тестовых задания;
г) назовите основателей учебных заведений, указанных в Приложении 1 (максимально возможное число);
д) составьте 2-3 диктанта по теме:
Школы первой половины XVIII века;
Документы в области народного образования;
Педагогическое образование в России
◘ в первой половине XIX века
◘ во второй половине XIX века
◘ в начале XX века.
Словарь терминов
Составьте «Словарь терминов»:
а) к произведениям выдающихся педагогов (по выбору);
б) к наиболее значимым разделам курса «История образования и педагогической мысли» (по выбору);
в) к отдельным историко-педагогическим исследованиям (по выбору).
Варианты выполнения задания приведены в Приложении 2
Выберите нескольких понятий курса «История образования и педагогической мысли» (см. «Программу курса») и раскройте с помощью толковых словарей эти понятия.
Работая над курсом «История образования и педагогической мысли», составьте понятийный толковый словарь к отдельным разделам и темам курса (по выбору).
Учебные планы.
Выполните анализ учебных планов разных типов образовательных учреждений, используя материалы ксерокса Приложений 5 - 10:
Сравните учебные планы классической мужской с двумя другими языками, одним другим языком и реальной гимназией по уставу 1964 года;
сравните учебные планы мужской гимназии образца 1914 года и Единой трудовой школы 1920 года;
используя таблицу, характеризующие изменения в уставе 1864 года по сравнению с уставами 1828 и 1852 годов, составьте учебные планы русской классической гимназии 1828 и 1852 годов;
сравните учебные планы единой трудовой школы 1920 года и школы 20-х годов;
проанализируйте и сравните комплексные программы (Учебные планы школы 20-х годов) и Базисный учебный план Санкт-Петербургской школы 1996 года;
проанализируйте и сравните учебные планы гимназий и прогимназий 1914 года и учебные планы советской школы конца 30-х годов;
проанализируйте учебные планы учительских семинарий 1870, 1914 года и сравните их с учебными планами современного педагогического колледжа. Используйте книгу Ф.Г. Паначина «Педагогическое образование в России. М., 1979 г. (стр. 92 и стр. 203-204) и познакомьтесь с учебным планом одного из педагогических колледжей или лицеев Вашего города;
проанализируйте учебный план Царскосельского лицея пушкинской поры и сравните его с учебным планом известного вам лицея. Можно пользоваться материалами, представленными в «Антологии русской педагогической мысли первой половины XIX века», Москва, 1988.
Сравнительная характеристика советской школы
Сделайте сравнительную характеристику истории развития советской школы по следующим разделам:
Сравнительная характеристика истории развития советской школы | ||||||
годы | Требования программ партии в области народного образования | Основные партийно-правительственные документы о школе | Задачи школы | Система народного образования | Достигнутые результаты | Пути совершенствования деятельности школы |
Анализ педагогических систем
Проанализируйте некоторые из педагогических воспитательных систем. Известных вам из курса зарубежной школ, истории отечественного образования:
а) Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф. Фребель, М. Монтессори и др.;
б) К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, Е. И. Тихеева и др.
При анализе целесообразно пользоваться технологией, разработанной Н.А. Карнаух «Освоение отечественного педагогического опыта как условие формирования профессиональной компетентности современного учителя», С-Петербург, 1995. Технология представлена в Приложении 4.
Хрестоматия
Сделайте подборку текстов для чтения по отдельным темам курса «История образования и педагогической мысли»:
♦ Образование и воспитания в Древнем мире;
♦ Средневековое образование: Восток, Европа, Русское государство;
♦ Образование и идеалы Эпохи Возрождения;
♦ Образование в эпоху Просвещения;
♦ Дошкольное образование в России в XIX веке;
♦ Семейное воспитание в России в XVIII – XIX веках;
♦ Элитарное образование в России, Англии, США, Германии, Франции, Японии и др.;
♦ Начальное образование в европейских государствах, России в XIX – XX веках.
2. Составьте видеоряд к одной или нескольким темам курса «История образования и педагогической мысли» и дайте краткие цитатные пояснения-комментарии.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- План практических занятий методические рекомендации к практическим занятиям
- Тема I. История педагогической практики и развития педагогической мысли в Древнем мире
- Тема II. Педагогическая теория я.А. Коменского
- Темы рефератов
- Тема III. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Дж. Локка
- Тема IV. Концепция естественного и свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Темы рефератов
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Тема VI. Авторитарная педагогика и.Ф. Гербарта
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.236-238.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 63-67.
- Темы рефератов
- Тема VII. А. Дистервег – учитель немецких учителей
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов
- Тема VIII. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в. (к.А. Гельвеций, д. Дидро). К. Маркс ф. Энгельс о воспитании
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.230-232.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Тема IX. Народная дохристианская педагогика. Воспитательные традиции русского народа. Жизнь человека в русском фольклоре
- Темы рефератов
- Тема X. Педагогика Киевской Руси и Московского государства
- Тема XI-XII. Педагогика века Просвещения (4 ч.)
- Темы рефератов
- Тема XIII. Педагогическая деятельность и взгляды н.И. Пирогова
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.288-292.
- Егоров с.Ф., Лыков с.В., Волобуева л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 2001. С. 162-165.
- Темы рефератов
- Тема XIV. Великий русский педагог к.Д. Ушинский
- Темы рефератов
- Тема XV. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого
- Контрольные работы
- Тема XVI-XVII. Зарубежные педагогические концепции в к. XIX – н. XX.В.В. (4 ч.).
- Тема XVIII - XIX. А.С. Макаренко и воспитание в коллективе. Педагогические взгляды в.А. Сухомлинского (4 ч.).
- Темы рефератов
- Тема XX-XXI. Современные отечественные педагогические идеи и концепции: истоки и развитие.
- Тема XXII-XXIII. Концепции современной зарубежной педагогики (4 ч.).
- Тема XXIV-XXV. Основные реформы образовательной политики к. XX – н. XXI в.В. Процесс интеграции национальных систем образования.
- Основные понятия курса
- Формы контроля
- Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала
- Задания для учебной и самостоятельной работы студентов
- Творческие работы студентов
- Темы творческих работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III