Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала
В основу отбора и структурирования содержания данного курса положены следующие принципы:
♦ научности, требующий отражения образования, как постоянно развивающейся системы;
♦ принцип системности, позволяющий рассмотреть «объект» с выявлением полной типологии его связей;
♦ принцип целостности, предполагающий обеспечение единства всех разделов курса; преемственности идей, связи с другими дисциплинами психолого-педагогического, общекультурного и предметного блоков;
♦ принцип модульности и вариативности, допускающие введение в содержание дополнительных элементов или исключение отдельных тем и выстраивание единиц в авторской логике;
♦ принцип дифференциации, возможность освоения одного и того же материала на разных уровнях: базовом, продвинутом, углубленном;
♦ принцип индивидуализации обучения: возможность выбора студентами тем для самостоятельной проработки тем семинарских занятий, учебных пособий, творческих работ (включение новых тем, источников, форм работы);
♦ принцип культуросообразности, позволяющий рассмотреть ту или иную образовательную систему, процесс, явление в масштабе формирования мировой педагогической культуры;
♦ принцип историзма, дающий возможность соотнести рассматриваемы феномены с историко-образовательным пространством и временем, их принадлежность к прошлому, настоящему и будущему, к контексту той или иной педагогической культуры, определить и оценить реальный вклад в развитие мировой системы образования, в историю мировой педагогической культуры.
Принципы формирования контрольных заданий
Основой контрольных знаний могут быть:
♦ творческие задания и задачи;
♦ проблемные вопросы теоретического характера;
♦ анализ основных, ведущих понятий курса;
♦ тестовые задания;
♦ контрольные работы;
♦ наглядно-иллюстративный видеоряд по теме;
♦ презентации историко-педагогических источников.
Типовые задания и задачи курса
♦ сообщения (5-10 минут) на основе 2-3 источников;
♦ тезисы основных вопросов темы;
♦ рефераты по пяти и более источникам;
♦ аннотация литературы по теме;
♦ сравнительный анализ образовательных систем;
♦ рецензия на проблемную публикацию;
Задачи и задания, требующие самостоятельного поиска решения
♦ творческие исследовательские работы;
♦ составление понятийного словаря курса «История педагогики и образования»;
♦ разработка наглядных пособий (конспекты-схемы, хронологические таблицы);
♦ разработка исторических экскурсий.
Тестовые задания итогового и промежуточного контроля
В ходе обучения большое значение имеет организация контроля за процессом усвоения учебного материала.
Одним из вариантов форм контроля за процессом усвоения являются тесты. Они могут использоваться при организации как текущего, так и итогового контроля. При использовании тестов необходимо учитывать следующие рекомендации:
В ходе обучения текущая оценка играет роль обратной связи и, как правило, не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения, которые получает студент, носят содержательный характер и должны помочь ему скорректировать свою работу.
Итоговая оценка выражается в баллах. Тесты могут охватывать как весь материал раздела, так и материал отдельных тем. Рядом с каждым вопросом дается 4-5 вариантов ответа для выбора (все варианты могут быть «правдоподобными», но правильный ответ – только один).
К каждому из вариантов тестовых заданий должен быть представлен бланк самопроверки; после его заполнения студент сверяется с ключом к данному тесту и сам отмечает, не какие вопросы он ответил правильно. Вопросы, на которые нет правильного ответа, предлагается проработать самостоятельно, ориентируясь на указанные в контрольном бланке учебные материалы.
Наиболее распространенными формами тестовых заданий являются вопросы, предполагающие:
выборочный ответ (выбор одного или нескольких вариантов);
конструируемый ответ (формируемый самим учащимся).
Материалы, предложенные ниже представляют, собой набор проверочных заданий, тестовый фонд по всему курсу «История образования и педагогической мысли». Методическая обработка, создание вариантов в соответствии с темами и разделами курса, бланки для самопроверки составляются преподавателем с учетом требований к курсу и возможностей обеспечения альтернативными учебными материалами (текстами учебных пособий) для самостоятельной работы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- План практических занятий методические рекомендации к практическим занятиям
- Тема I. История педагогической практики и развития педагогической мысли в Древнем мире
- Тема II. Педагогическая теория я.А. Коменского
- Темы рефератов
- Тема III. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Дж. Локка
- Тема IV. Концепция естественного и свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Темы рефератов
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Тема VI. Авторитарная педагогика и.Ф. Гербарта
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.236-238.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 63-67.
- Темы рефератов
- Тема VII. А. Дистервег – учитель немецких учителей
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов
- Тема VIII. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в. (к.А. Гельвеций, д. Дидро). К. Маркс ф. Энгельс о воспитании
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.230-232.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Тема IX. Народная дохристианская педагогика. Воспитательные традиции русского народа. Жизнь человека в русском фольклоре
- Темы рефератов
- Тема X. Педагогика Киевской Руси и Московского государства
- Тема XI-XII. Педагогика века Просвещения (4 ч.)
- Темы рефератов
- Тема XIII. Педагогическая деятельность и взгляды н.И. Пирогова
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.288-292.
- Егоров с.Ф., Лыков с.В., Волобуева л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 2001. С. 162-165.
- Темы рефератов
- Тема XIV. Великий русский педагог к.Д. Ушинский
- Темы рефератов
- Тема XV. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого
- Контрольные работы
- Тема XVI-XVII. Зарубежные педагогические концепции в к. XIX – н. XX.В.В. (4 ч.).
- Тема XVIII - XIX. А.С. Макаренко и воспитание в коллективе. Педагогические взгляды в.А. Сухомлинского (4 ч.).
- Темы рефератов
- Тема XX-XXI. Современные отечественные педагогические идеи и концепции: истоки и развитие.
- Тема XXII-XXIII. Концепции современной зарубежной педагогики (4 ч.).
- Тема XXIV-XXV. Основные реформы образовательной политики к. XX – н. XXI в.В. Процесс интеграции национальных систем образования.
- Основные понятия курса
- Формы контроля
- Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала
- Задания для учебной и самостоятельной работы студентов
- Творческие работы студентов
- Темы творческих работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III