Темы творческих работ
I.История зарубежной школы
Церковь и образование в раннем средневековье.
Светское и церковное образование в Средние века.
Христианство и античное образование.
Арабская школа Средневековья.
Церковные и монастырские школы раннего Средневековья.
Организация и содержание образования в средневековых университетах.
Упадок античной образованности в период падения Римской империи. Позднеантичное образование и его система.
Городские школы, схоластика и университет в Средние века.
Тенденция развития школьного образования в странах Западной Европы с середины XVII до конца XVIII веков.
Развитие новых типов школ в Западной Европе с середины XVII до конца XVIII веков.
Вопросы школьного образования в период Французской революции конца XVIII века.
Становление национальных систем школьного образования в отдельных странах Западной Европы и в США в XIX веке.
Тенденции развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке в конце IX – начале XX веков.
Реформаторская педагогика или «свободное воспитание» в конце XIX – начале XX веков.
Практическая деятельность педагогов-реформаторов в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX веков.
Изменения в школьном образовании в странах Западной Европе и США в период между двумя мировыми войнами.
Распространение на практике нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению в западной Европе и США в 20-30-х годах XX века.
Реформы школы и ведущих странах Западной Европы и США после второй мировой войны.
Поиски новых подходов к обучению в Западной Европе и США на современном этапе.
Революция технических средств обучения во второй половине XX века в Западной Европе, США и Японии.
Реформы в школьном воспитании в странах Запада на современном этапе.
II. История отечественного образования
Ближневосточная книжная мудрость и средневековая образованность на Руси.
Просвещение в Московском государстве в XV-XVII веках.
Историографы о школе и обучении в русском государстве XIII-XVI веков.
Киево-Могилянский коллегиум.
Организация училищ в русском государстве в XVI- XVII веках.
Ценность образования в русском обществе в первой половине XVIII века.
Просветительские реформы Петра I.
Общегосударственные школы второй половины VIII века.
Смена образовательной парадигмы в русском обществе во второй половине XIX века.
Реформы XIX века в области просвещения.
Проект школьной реформы Н.И. Пирогова.
Социалистическая трудовая школа.
Школа в эпоху пролетарской диктатуры.
Учебные планы и программы трудовой школы.
Среднее образование в России в XIX веке.
Особенности высшего образования в России в XIX-XX веках.
Становление системы народного образования в СССР.
Педагогическое образование в России в XIX-XX веках.
Женское образование в России в XVIII, XIX, XX веках.
III. История возникновения и развития ведущих педагогических идей
Зарождение педагогики как самостоятельного направления научного знания.
Педагогика Нового Завета.
Педагогическое наследие отцов церкви: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.
Христианская педагогика о семейном воспитании.
Наследие христианской педагогики и современные проблемы обучения.
педагогическая мысль в Древней Руси.
Развитие идеи гуманизма в педагогике эпохи Возрождения.
Принцип природосообразности и его развитие в зарубежной и русской педагогике.
«Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского, развитие идеи наглядности в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.
Идея развивающего обучения в зарубежной и русской педагогике.
Идея народности и ее развитие в истории русской школы и педагогики.
Развитие содержания образования в истории зарубежной и российской школы.
Роль учителя в педагогическом процессе в истории русской и зарубежной школы.
Классно-урочная форма организации обучения, и ее развитие в педагогических теориях Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского.
Теория «свободного воспитания» в трудах Ж.Ж, Руссо, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля, Р. Штайнера.
VI. Анализ отдельных педагогических теорий и образовательных систем
Сравнительная характеристика античных систем воспитания.
Арабская школа. Образование на Востоке в X – XVI веках.
Буддистское воспитание.
Протестантские школы.
Педагогическая система Я.А. Коменского.
Личность ребенка в педагогической системе Я.А. Коменского.
Воспитание джентльмена в системе элитарного образования Д. Локка.
Ж.Ж. Руссо о воспитании женщин.
Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.
Прагматическая педагогика Д. Дьюи.
Педагогическая система Ф. Фребеля.
Педагогическая система М.Монтессори.
V. Анализ отдельных фактов и явлений
Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.
Просветительская деятельность М.В. Ломоносова.
Просветительская деятельность Н.И. Новикова.
История лицейского образования в России.
Бестужевские курсы – первый женский университет.
история РГПУ им. А.И. Герцена (в разные периоды).
Колония «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого.
Павлышская средняя школа.
Кадетский – шляхетский корпус (И.И. Бецкой, XVIII век).
VI. Сравнительная педагогика
Характеристика школьной системы одной страны или нескольких стран Запада.
Тенденции развития педагогического образования (в одной из стран Запада).
Теоретические проблемы в дидактической мысли Запада.
Дифференциация обучения в западноевропейской и американской школе.
Традиционное и новое в классно-урочной системе школы Запада.
Вопросы воспитания и педагогической мысли за рубежом.
«Новые школы» Западной Европы.
Экспериментальные школы за рубежом в 20-30-х годах.
Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения на Западе во второй половине XX в.
Реформы школьного образования и новейшие технические средства в зарубежной школе.
Место средств массовой информации в школьном воспитании за рубежом.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- План практических занятий методические рекомендации к практическим занятиям
- Тема I. История педагогической практики и развития педагогической мысли в Древнем мире
- Тема II. Педагогическая теория я.А. Коменского
- Темы рефератов
- Тема III. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Дж. Локка
- Тема IV. Концепция естественного и свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Темы рефератов
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Тема VI. Авторитарная педагогика и.Ф. Гербарта
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.236-238.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 63-67.
- Темы рефератов
- Тема VII. А. Дистервег – учитель немецких учителей
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов
- Тема VIII. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в. (к.А. Гельвеций, д. Дидро). К. Маркс ф. Энгельс о воспитании
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.230-232.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Тема IX. Народная дохристианская педагогика. Воспитательные традиции русского народа. Жизнь человека в русском фольклоре
- Темы рефератов
- Тема X. Педагогика Киевской Руси и Московского государства
- Тема XI-XII. Педагогика века Просвещения (4 ч.)
- Темы рефератов
- Тема XIII. Педагогическая деятельность и взгляды н.И. Пирогова
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.288-292.
- Егоров с.Ф., Лыков с.В., Волобуева л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 2001. С. 162-165.
- Темы рефератов
- Тема XIV. Великий русский педагог к.Д. Ушинский
- Темы рефератов
- Тема XV. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого
- Контрольные работы
- Тема XVI-XVII. Зарубежные педагогические концепции в к. XIX – н. XX.В.В. (4 ч.).
- Тема XVIII - XIX. А.С. Макаренко и воспитание в коллективе. Педагогические взгляды в.А. Сухомлинского (4 ч.).
- Темы рефератов
- Тема XX-XXI. Современные отечественные педагогические идеи и концепции: истоки и развитие.
- Тема XXII-XXIII. Концепции современной зарубежной педагогики (4 ч.).
- Тема XXIV-XXV. Основные реформы образовательной политики к. XX – н. XXI в.В. Процесс интеграции национальных систем образования.
- Основные понятия курса
- Формы контроля
- Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала
- Задания для учебной и самостоятельной работы студентов
- Творческие работы студентов
- Темы творческих работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III