logo
Seminary

Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов

Принцип природособразности воспитания в истории западноевропейской педагогики.

Методические указания:

Отдельные мысли о воспитании в соответствии с законами природы высказывались еще античными философами, но относительно глубокое обоснование принцип природосообразности получил лишь в трудах видных европейских педагогов XVII-XIX вв.

Рассмотрение этого вопроса можно начинать с изложения взглядов Я.А. Коменского, считавшего, что применяемые в воспитании средства должны соответствовать общим законам природы, определяющим всякую жизнедеятельность и развитие в мире. Наиболее полно взгляд Коменского на эту проблему раскрывается в его труде «Великая дидактика»: гл. V («Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы»); гл. VI («Человеку, если он хочет стать человеком, необходимо получить образование»); гл. VII («Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить»); гл. XXVII («О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся») и т.д.

У Ж.-Ж. Руссо понимание природосообразности воспитания вытекало из другого источника – теории естественного воспитания, суть которой необходимо раскрыть. Покажите, в чем смысл требования Руссо, чтобы «дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми», и что значит в его понимании помощь воспитателя в свободном развитии личности ребенка. Этот вопрос раскройте на основе соответствующих разделов труда «Эмиль, или О воспитании».

Иным был подход И.Г. Песталоцци, трактовавшего эту проблему как необходимость учета своеобразия личности (возрастного и иного) и соответствие воспитания индивидуальным особенностям, обусловленным законом вечного саморазвития. Тщательно изучите произведения Песталоцци «Линград и Гертруда», «Лебединая песня», в которых выражены его взгляды.

Раскройте, в чем смысл нового понятия – «культуросообразность воспитания», которое вводит А. Дистервег, в чем оно дополняет принцип природосообразности.

В заключении скажите о значении принципа природоособразности в развитии педагогической мысли.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4