Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов
Принцип природособразности воспитания в истории западноевропейской педагогики.
Методические указания:
Отдельные мысли о воспитании в соответствии с законами природы высказывались еще античными философами, но относительно глубокое обоснование принцип природосообразности получил лишь в трудах видных европейских педагогов XVII-XIX вв.
Рассмотрение этого вопроса можно начинать с изложения взглядов Я.А. Коменского, считавшего, что применяемые в воспитании средства должны соответствовать общим законам природы, определяющим всякую жизнедеятельность и развитие в мире. Наиболее полно взгляд Коменского на эту проблему раскрывается в его труде «Великая дидактика»: гл. V («Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы»); гл. VI («Человеку, если он хочет стать человеком, необходимо получить образование»); гл. VII («Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить»); гл. XXVII («О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся») и т.д.
У Ж.-Ж. Руссо понимание природосообразности воспитания вытекало из другого источника – теории естественного воспитания, суть которой необходимо раскрыть. Покажите, в чем смысл требования Руссо, чтобы «дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми», и что значит в его понимании помощь воспитателя в свободном развитии личности ребенка. Этот вопрос раскройте на основе соответствующих разделов труда «Эмиль, или О воспитании».
Иным был подход И.Г. Песталоцци, трактовавшего эту проблему как необходимость учета своеобразия личности (возрастного и иного) и соответствие воспитания индивидуальным особенностям, обусловленным законом вечного саморазвития. Тщательно изучите произведения Песталоцци «Линград и Гертруда», «Лебединая песня», в которых выражены его взгляды.
Раскройте, в чем смысл нового понятия – «культуросообразность воспитания», которое вводит А. Дистервег, в чем оно дополняет принцип природосообразности.
В заключении скажите о значении принципа природоособразности в развитии педагогической мысли.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- План практических занятий методические рекомендации к практическим занятиям
- Тема I. История педагогической практики и развития педагогической мысли в Древнем мире
- Тема II. Педагогическая теория я.А. Коменского
- Темы рефератов
- Тема III. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Дж. Локка
- Тема IV. Концепция естественного и свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Темы рефератов
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Тема VI. Авторитарная педагогика и.Ф. Гербарта
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.236-238.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 63-67.
- Темы рефератов
- Тема VII. А. Дистервег – учитель немецких учителей
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов
- Тема VIII. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в. (к.А. Гельвеций, д. Дидро). К. Маркс ф. Энгельс о воспитании
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.230-232.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Тема IX. Народная дохристианская педагогика. Воспитательные традиции русского народа. Жизнь человека в русском фольклоре
- Темы рефератов
- Тема X. Педагогика Киевской Руси и Московского государства
- Тема XI-XII. Педагогика века Просвещения (4 ч.)
- Темы рефератов
- Тема XIII. Педагогическая деятельность и взгляды н.И. Пирогова
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.288-292.
- Егоров с.Ф., Лыков с.В., Волобуева л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 2001. С. 162-165.
- Темы рефератов
- Тема XIV. Великий русский педагог к.Д. Ушинский
- Темы рефератов
- Тема XV. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого
- Контрольные работы
- Тема XVI-XVII. Зарубежные педагогические концепции в к. XIX – н. XX.В.В. (4 ч.).
- Тема XVIII - XIX. А.С. Макаренко и воспитание в коллективе. Педагогические взгляды в.А. Сухомлинского (4 ч.).
- Темы рефератов
- Тема XX-XXI. Современные отечественные педагогические идеи и концепции: истоки и развитие.
- Тема XXII-XXIII. Концепции современной зарубежной педагогики (4 ч.).
- Тема XXIV-XXV. Основные реформы образовательной политики к. XX – н. XXI в.В. Процесс интеграции национальных систем образования.
- Основные понятия курса
- Формы контроля
- Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала
- Задания для учебной и самостоятельной работы студентов
- Творческие работы студентов
- Темы творческих работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III