Творческие работы студентов
Включение студентов в исследовательскую работу в области истории педагогики и истории образования имеет особое значение. Историко-педагогическое исследование поможет овладеть основными историко-педагогическими понятиями и познакомиться с ведущими идеями курса, углубленно рассмотреть отдельные системы образования, понять взаимосвязь и взаимозависимость образовательных процессов в истории России и мирового образования.
Исследовательские работы позволяют овладеть способами самостоятельной творческой деятельности, умением формулировать проблему, отбирать и анализировать фактический материал, «верифицировать» его, выявлять причинно-следственные связи и закономерности изучаемого; видеть различные и варианты решения проблемы в исторической и современной ситуации; уметь содержательно анализировать образовательную, воспитательную или педагогическую систему и выделять место изучаемого явления и его взаимосвязи с другими элементами и системами.
При выполнении творческих работ соблюдается определенная последовательность действий: выбор вида работы; определение темы и замысла исследования; составление плана исследования; работа с литературой, проведение поисковой деятельности; анализ собранного материала; написание работы в соответствии с планом.
Творческие работы по «Истории образования и педагогической мысли» могут быть выполнены в различных формах и жанрах. Наиболее типичными являются рефераты, разработка экскурсий, рецензии и аннотации на историко-педагогические темы, доклады и выступления на конференциях и СНО, оформление в письменном виде, изготовление наглядных пособий.
Творческая работа в виде реферата оформляется с соблюдением определенных требований: титульный лист работы (автор, тема, руководитель); план-оглавление с указанием страниц на каждый пункт плана. Структура работы: 1) введение, где обосновывается выбор темы, задачи исследования, методика его выполнения; 2) основная часть – изложение материала в соответствии с планом, с выводами по разделам и ссылками на источники; 3) заключение – выводы по всей работе с рекомендациями для практического использования; 4) список использованной литературы и материалов; 5) приложение.
Работа может начинаться с эпиграфа, который помогает вычленить ее ведущую идею. В оформлении следует выделять заголовки разделов. Работа может быть оформлена рисунками, схемами, фотографиями, которые даются в разделах работы или приложении.
Работа печатается или пишется от руки на одной стороне листа стандартного размера 210 х 297 мм. Слева оставляются поля шириной 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Надо помнить, что при переписывания текста не допускаются сокращения за исключением общепринятых. Иностранный текст, условные сокращения пишутся разборчиво. Страницы творческой работы последовательно нумеруются в верхней правой части листа. Заканчивается творческая работа списком использованной литературы. Как правило, библиографический список включает в себя те работы, которые изучены автором и на которые дается ссылка в тексте.
Литературные источники даются в алфавитном порядке. При этом каждый источник последовательно нумеруется. Текст работы должен быть сброшюрован. При письменном оформлении работы необходимо помнить правила цитирования:
♦ цитирование не должно превращаться в самоцель;
♦ нельзя чужие мысли высказывать от своего имени, не указывая автора цитаты;
♦ ссылка дается по титульному листу книги – указываются инициалы автора и его фамилия, название работы, место издания, страница;
♦ ссылка дается в конце каждой страницы или сразу после цитаты.
Работа с первоисточником – необходимая часть творческой деятельности студента. От полноты изучения литературы зависит качество исследовательского труда.
Пи выборе литературы, мы рекомендуем обращаться к «Педагогической энциклопедии» в четырех томах и специальным словарям. Статьи педагогической энциклопедии содержат не только краткую информацию существа вопроса, но и список работ по данной проблеме. Кроме того, педагогическая энциклопедия и монографические работы содержат алфавитные предметные указатели, ускоряющие поиск необходимого материала.
В любой библиотеке имеется картотека, в которой содержится библиография имеющийся литературы в книжном фонде по различным отраслям знаний, в том числе по педагогике и истории педагогики. Каталог в значительной мере облегчит подбор необходимой литературы. Несколько советов, как работать с картотекой в библиотеке (см. таблицу):
КНИГИ | Сведения о них Вы найдете |
Конкретные По теме Которых нет в данной библиотеке | В алфавитном каталоге В систематическом каталоге В библиографических пособиях и картотеках |
ЖУРНАЛЫ |
В каталоге периодических изданий В указателях периодических изданий района, области, страны |
Имеющиеся в библиотеке Отсутствующие в библиотеке | |
СТАТЬИ | В библиографических пособиях и картотеках |
Можно обратиться к основным справочно-библиографическим изданиям по истории педагогики, истории школы, истории педагогической мысли.
Советы и требования к оформлению работ реферативного характера можно использовать и при выполнении работ других форм.
Предлагаемые исследовательские задания базируются на первоисточниках. Можно выделить несколько видов творческих работ:
Творческие работы, связанные с историей зарубежной школы.
Творческие работы, посвященные истории отечественного образования.
Творческие работы, связанные с историей возникновения и развития ведущих педагогических идей.
Творческие работы, построенные на анализе отдельных систем образования, отдельных воспитательных или педагогических систем.
Творческие работы, основанные на поиске и анализе отдельных исторических фактов или явлений и их обобщении (краеведческие работы).
Творческие работы по сравнительной педагогике.
Тематика творческих работ составляется с учетом требований к программе подготовки студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования», возможностей, интересов, особенностей режима конкретного учебного заведения и научных интересов преподавателей. Предложенный вариант предполагает наличие альтернативных.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- План практических занятий методические рекомендации к практическим занятиям
- Тема I. История педагогической практики и развития педагогической мысли в Древнем мире
- Тема II. Педагогическая теория я.А. Коменского
- Темы рефератов
- Тема III. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Дж. Локка
- Тема IV. Концепция естественного и свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Темы рефератов
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Тема VI. Авторитарная педагогика и.Ф. Гербарта
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.236-238.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 63-67.
- Темы рефератов
- Тема VII. А. Дистервег – учитель немецких учителей
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов
- Тема VIII. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в. (к.А. Гельвеций, д. Дидро). К. Маркс ф. Энгельс о воспитании
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.230-232.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Тема IX. Народная дохристианская педагогика. Воспитательные традиции русского народа. Жизнь человека в русском фольклоре
- Темы рефератов
- Тема X. Педагогика Киевской Руси и Московского государства
- Тема XI-XII. Педагогика века Просвещения (4 ч.)
- Темы рефератов
- Тема XIII. Педагогическая деятельность и взгляды н.И. Пирогова
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.288-292.
- Егоров с.Ф., Лыков с.В., Волобуева л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 2001. С. 162-165.
- Темы рефератов
- Тема XIV. Великий русский педагог к.Д. Ушинский
- Темы рефератов
- Тема XV. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого
- Контрольные работы
- Тема XVI-XVII. Зарубежные педагогические концепции в к. XIX – н. XX.В.В. (4 ч.).
- Тема XVIII - XIX. А.С. Макаренко и воспитание в коллективе. Педагогические взгляды в.А. Сухомлинского (4 ч.).
- Темы рефератов
- Тема XX-XXI. Современные отечественные педагогические идеи и концепции: истоки и развитие.
- Тема XXII-XXIII. Концепции современной зарубежной педагогики (4 ч.).
- Тема XXIV-XXV. Основные реформы образовательной политики к. XX – н. XXI в.В. Процесс интеграции национальных систем образования.
- Основные понятия курса
- Формы контроля
- Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала
- Задания для учебной и самостоятельной работы студентов
- Творческие работы студентов
- Темы творческих работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III