Тема XXIV-XXV. Основные реформы образовательной политики к. XX – н. XXI в.В. Процесс интеграции национальных систем образования.
ПЛАН
Современные проблемы образования. Суть мирового кризиса образования. Проблема дифференциации (диверсификации) образования.
Достоинства и недостатки системы российского образования. Показатели кризиса. Необходимость реформирования высшей школы в России.
Модернизация образования: итоги и перспективы педагогических реформ. Сущность и значение процесса интеграции национальных систем образования.
Литература
Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003.
см. также Рекомендуемая литература.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Исторический опыт составляет корневую систему образования. Он органически входит в современные представления о человеке как предмете и субъекте образовательной деятельности и способствует нахождению средств духовного возрождения общества.
Цели курса:
Развитие у студентов культуросообразного мировоззрения, приобщение к процессам становления и развития мирового и отечественного образования, осмысление их своеобразия, понимание взаимообусловленности развития всех национальных систем образования, их исторической определенности, интеграции, взаимосвязи;
достижение студентами соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющей интегрировать профессиональные теоретические знания, практические умения и профессионально значимые знания;
развитие у студентов историко-педагогической эрудиции;
формирование исторического и историко-педагогического мышления;
вооружение методом исторической (историковедение, историография) науки.
Особенность данного курса состоит в том, что он имеет все для интеграции общекультурного и психолого-педагогического блоков образования, обеспечивает тесные межпредметные связи с такими курсами как «Социология», «Этнопедагогика», «Педагогические теории и системы» и др. Его содержание направлено на то, чтобы студент, овладевая историческим подходом, мог с более широких позиций подходитьк оценке исторических изменений, в образовательной политике, видеть движущие силы этих процессов, принимать участие в выработке стратегии развития современного образования, формировании образовательного пространства. Курс направлен на приобщение студента к анализу мирового и отечественного опыта становления образовательных систем.
Но есть у курса т особые задачи, на решение которых нацелена его содержательная сторона. Важное место в курсе занимает история российского образования.
История российского образования поражает богатством и оригинальностью идей, обилием смелых проектов и программ, целостностью учебно-воспитательных систем. Участниками образовательного процесса были не только учителя, но и крупные ученые, философы, историки, писатели. Делу образования посвящали вои труды деятели науки и культуры. В совокупности они представляли собой практически ориентированную теорию образования. В понимании лучших представителей отечественного просвещения образование призвано удовлетворять высшие потребности человека, которые не ограничиваются наукой, знаниями, а продолжаются в философской, морально-этических сферах, оказывают непосредственное влияние на всю жизнедеятельность человека.
Без серьезного изучения опыта российского образования нельзя плодотворно участвовать в создании новой школы, новой национальной системы образования. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Для того, чтобы система образования не была бессильной, она должна быть народной». В то же время, классики русской педагогики говорили о том, что в образовательном процессе национальный и общечеловеческий элементы должны быть уравновешены, согласованы, гармонизированы в целях достижения оптимальных результатов. Они предостерегали от механического перенесения на русскую почву воспитательных систем, сложившихся в иных культурно-исторических условиях.
Понять нынешнее состояние образования, его проблемы, найти оптимальное их решение нельзя без изучения и переосмысления опыта советской школы, советской системы образования. Было бы ошибочным окрашивать этот исторический период одним цветом. Необходимо понять роль его в развитии мирового образования, оценить лучшие традиции, сложившиеся в русском образовании, учесть и использовать опыт, накопленный в течение этого периода при формировании новой образовательной политики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- План практических занятий методические рекомендации к практическим занятиям
- Тема I. История педагогической практики и развития педагогической мысли в Древнем мире
- Тема II. Педагогическая теория я.А. Коменского
- Темы рефератов
- Тема III. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Дж. Локка
- Тема IV. Концепция естественного и свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Темы рефератов
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Тема VI. Авторитарная педагогика и.Ф. Гербарта
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.236-238.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 63-67.
- Темы рефератов
- Тема VII. А. Дистервег – учитель немецких учителей
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.238-239. Темы рефератов
- Тема VIII. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII в. (к.А. Гельвеций, д. Дидро). К. Маркс ф. Энгельс о воспитании
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.230-232.
- Латышина д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Тема IX. Народная дохристианская педагогика. Воспитательные традиции русского народа. Жизнь человека в русском фольклоре
- Темы рефератов
- Тема X. Педагогика Киевской Руси и Московского государства
- Тема XI-XII. Педагогика века Просвещения (4 ч.)
- Темы рефератов
- Тема XIII. Педагогическая деятельность и взгляды н.И. Пирогова
- Джуринский а.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. С.288-292.
- Егоров с.Ф., Лыков с.В., Волобуева л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 2001. С. 162-165.
- Темы рефератов
- Тема XIV. Великий русский педагог к.Д. Ушинский
- Темы рефератов
- Тема XV. Педагогическая деятельность и взгляды л.Н. Толстого
- Контрольные работы
- Тема XVI-XVII. Зарубежные педагогические концепции в к. XIX – н. XX.В.В. (4 ч.).
- Тема XVIII - XIX. А.С. Макаренко и воспитание в коллективе. Педагогические взгляды в.А. Сухомлинского (4 ч.).
- Темы рефератов
- Тема XX-XXI. Современные отечественные педагогические идеи и концепции: истоки и развитие.
- Тема XXII-XXIII. Концепции современной зарубежной педагогики (4 ч.).
- Тема XXIV-XXV. Основные реформы образовательной политики к. XX – н. XXI в.В. Процесс интеграции национальных систем образования.
- Основные понятия курса
- Формы контроля
- Принципы отбора содержания и структурирования учебного материала
- Задания для учебной и самостоятельной работы студентов
- Творческие работы студентов
- Темы творческих работ
- Рекомендуемая литература
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел III