logo
уч

3.9. Особенности организации психолого-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта

Специализированные (коррекционные) детские сады и специализированные детские дома имеются во всех регионах страны и составляют важную часть системы специального образования РФ.

В структуре специализированного дошкольного учреждения системы Министерства образования и науки РФ предусматриваются разные возрастные группы: младшая группа предназначена для детей 3 — 4 лет; средняя — 4 — 5 лет; старшая — 5 — 6 лет; подготовительная — 6 — 7 (8) лет.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потен­циала ребенка, формирование его пози­тивных личностных качеств.

В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, образова­тельные, коррекционно-развивающие и воспитательные.

В диагностическом блоке задач веду­щей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изу­чения ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а, с другой — разработки индивидуальной программы развития ре­бенка.

Блок образовательных задач направ­лен на обучение детей способам усвое­ния общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирова­ние всех видов детской деятельности, ха­рактерных для каждого возрастного пе­риода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных осо­бенностей и возможностей каждого ре­бенка.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ре­бенка, на преодоление и предупреждение у воспитанников дет­ского сада вторичных отклонений в раз­витии их познавательной сферы, поведе­ния и личностных ориентиров.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автоно­мии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельнос­ти и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных лич­ностных качеств.

Руководит данным учреждением заве­дующий (директор детского дома), ко­торый направляет и координирует рабо­ту сотрудников, контролирует деятельность своего учреждения с учетом его специфики, руководствуясь образова­тельной программой развития своего уч­реждения.

В штате дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта имеется должность старший воспитатель. Он организует весь педагогический процесс в учреждении, осуществляет повседнев­ное руководство и контроль за коррекционно-педагогической работой с детьми.

В специализированном дошкольном учреждении ведутся как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные виды работы с детьми. В каждой группе специализированно­го детского сада для детей с нарушения­ми интеллекта занятия проводятся учителем-дефектологом, воспитателями, лого­педом, психологом и специалистами по музыкальному и физическому воспита­нию.

В зависимости от возрастной группы количество занятий, их продолжитель­ность, а также их виды варьируются на разных годах пребывания ребенка в до­школьном учреждении. Это положение относится как к занятиям учителя-дефектолога, так и воспитателя. Продолжи­тельность занятий учителя-дефектолога и воспитателя в младшей группе 20 — 30 мин., в старшей — 30 — 40 мин.

Воспитатель специализированного дошкольного учреждения отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жиз­ни и здоровья детей является централь­ной задачей деятельности воспитателя.

Учебная нагрузка учителя-дефектоло­га — 20 часов в неделю, которые он про­водит непосредственно на своем рабочем месте. В течение рабочего дня учитель-дефектолог проводит 4 подгрупповых за­нятия (2 подгруппы по 2 занятия в день), 4 — 6 индивидуальных занятий. Каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в неделю у учителя-дефектолога.

Кроме то­го, необходимо предусмотреть время для изучения деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, при выполнении режимных моментов, в ходе проведения музыкальных, физкультур­ных занятий, на праздниках и утренни­ках. Дефектолог должен проводить рабо­ту с воспитателями по использованию индивидуальных подходов к каждому ре­бенку как в самостоятельной, так и в ор­ганизованной деятельности. Дефектолог совместно с воспитателем планирует проведение целенаправленных наблюде­ний, проведение экскурсий, организа­цию досугов и праздников.

Учитель-дефектолог ведет следующую документацию:

Музыкальный руководитель специ­ализированного дошкольного учрежде­ния проводит занятия по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подго­товку и проведение детских утренников, праздников, досугов, отражающих наци­ональные и общекультурные традиции своего народа.

В тех случаях, когда в учреждении имеется должность инструктора по физическому воспитанию, создаются условия для более интенсивной деятельности по совершенствованию физического развития и здоровья детей.

Учитель-логопед специализирован­ного дошкольного учреждения проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции речевых нарушений у де­тей. Каждый ребенок должен посетить индивидуальные логопедические занятия не менее 3 раз в неделю.

В обязанности логопеда специализи­рованного дошкольного учреждения вхо­дит изучение состояния речевой деятель­ности воспитанников, ее связи с другими видами психической деятельности ре­бенка, разработка программы индивиду­ального речевого развития каждого ре­бенка в группе.

Учитель-логопед в учреждении для де­тей с нарушением интеллекта проводит индивидуальные и подгрупповые_занятия по коррекции речевого развития у детей. С детьми до 5 лет проводятся только ин­дивидуальные занятия, в старшей и под­готовительной группах целесообразно проводить подгрупповые занятия, наполняемость подгруппы при этом может ва­рьироваться.

Педагог-психолог дошкольного уч­реждения проводит индивидуальные и групповые занятия. Он же осуществляет психологическую поддержку ребенка в течение адаптационного периода и ока­зывает квалифицированную помощь ре­бенку и членам его семьи в кризисных ситуациях.

Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения строится на основе индивидуальной программы обуче­ния, разработанной для каждого воспи­танника детского учреждения. В соответ­ствии с такой программой четко опреде­ляются индивидуальные особенности ре­бенка, его потенциальные возможности и потребности.