logo
уч

6.13. Понятие о сложных и множественных нарушениях. Этиология комплексных нарушений. Характеристики групп комплексных нарушений

Сложным нарушением называется сочетание двух первичных нарушения развития.

Множественным нарушением называется сочетание трех или более нарушений (первичных) выраженных в разной степени и приводящих к значительным от­клонениям в развитии: например, умственно отсталые слабовидя­щие глухие дети.

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы.

В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию раз­вития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослыша­щие с задержкой психического развития (первичной).

Во вторую - имеющие одно существенное психофизическое на­рушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выра­женное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множествен­ными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к зна­чительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частно­сти, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда не­больших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятив­ный эффект, например при сочетании небольших нарушений мо­торики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

В группе сложных дефектов, как правило, преобладают врож­денные формы патологии, имеющие в подавляющем большинстве случаев генетическое происхождение.

К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно), перинатально, постнатально, перенесенные заболевания. Наиболее известными таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др., заболевания, такие как корь или скарлатина, тяжелый грипп, нейроинфекции в детском возрасте также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка.

К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и осложнение других соматических заболеваний.

Вирус краснухи, проникший от заболевшей матери через плаценту в плод, так же может вызвать множественные пороки развития ребенка.

Наибольший риск множественного поражения плода воз­никает при заболевании матери краснухой на ранних сроках беременности.

Считается, что примерно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, появляются на свет со сложными врожденными нарушениями.

Другим известным внутриутробным вирусным заболеванием, которое может привести к сложным нарушениям, является цито­мегаловирусная инфекция (ЦМВ), считающаяся наиболее распро­страненной среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает у матерей почти без видимых симптомов и подтверждает­ся только после лабораторных исследований. В пе­риод новорожденности это заболевание проявляется у некоторых детей в виде затяжной желтухи, а в раннем детском возрасте — в виде пневмоний, менингоэнцефалитов и других за­болеваний. Как следствие этой врожденной инфекции у детей мо­гут возникать нарушения как изолированные (врожденная косола­пость, глухота, деформация нёба и микроцефалия), так и комп­лексные (глухота и нарушения зрения).

Цитомегаловирусная инфек­ция может стать причиной преждевременных родов и глубокой не­доношенности ребенка. После того, как была успешно решена про­блема профилактики внутриутробной краснухи, наиболее опас­ной инфекцией, могущей вызвать врожденные нарушения слуха у детей, считается ЦМВ.

Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, наруше­ний зрения и умственной отсталости может стать заболевание ма­тери токсоплазмозом, сифилисом и пр.

Нарушения развития могут проявляться различными сочетания­ми, существует не менее 20 видов сложного дефекта. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зре­ния и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и движений.

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей можно разделить: на тотально или практических слепоглухих;на слепых слабослышащих; на слабовидящих глухих; слабовидящих слабослышащих.

Среди детей с таким сложным дефектом как нарушение зрения, можно выделить: слепых алаликов; слабовидящих алаликов; слепых детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и т. д.

Детей с нарушением зрения и движений можно разделить: не передвигающихся самостоятельно слепых детей; слепых с остаточными явлениями ДЦП.

Глухих умственно отсталых детей можно разделить на: глухих с выраженной умственной отсталостью; глухих с легким отставанием в умственном развитии и т. д.