logo
уч

5.15. Основные цели и задачи психокоррекционной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Методы и приемы коррекции психического развития детей с нарушениями речи

У детей с тяжелыми ре­чевыми нарушениями по сравнению с возрастной нор­мой наблюдается снижение познавательной деятельнос­ти: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, пространственные трудности; слабость в развитии моторики, недостаточная сформированность мотивационной сферы. Со стороны эмоционально-волевой сферы также имеет место ряд особенностей: повышен­ная возбудимость, раздражительность или общая затор­моженность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Основные цели психокоррекционной помощи детей с нарушениями речи:

-- нормализация состояния отдельных психических процессов;

-- восстановление целостности личности и оптимизация механизмов психической адаптации;

-- формирование речевой деятельности в целом.

Основные задачи психокоррекционной помощи детей с нарушениями речи:

-- преодоление задержки в сенсорном, моторном, когнитивном и речевом развитии;

-- формирование психофизиологических основ речи;

-- профилактика вторичных отклонений в познавательном и личностном развитии;

-- обучение способам психической саморегуляции;

-- формирование навыков поведения, обеспечивающих ребенку наиболее благоприятную психологическую атмосферу;

-- воспитание высших эмоций и социальных потребностей.

Психокоррекционная работа с такими детьми долж­на включать комплекс мероприятий, направленных на выявление и устранение отклонений психофизического развития, на улучшение общего пси­хического состояния ребенка (на развитие когнитивных процессов, мелкой моторики, зрительно-пространственного гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы), на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого вос­питания.

Методы коррекции психического развития детей с нарушениями речи:

-- психокоррекция -- система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психокоррекционного воздействия;

-- психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка;

-- библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на детей с нарушениями речи с помощью чтения художественной литературы;

-- игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с помощью игры;

-- арттерапия – метод психотерапии, основанный на искусстве;

-- музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства психокоррекции.

При организации коррекционно-педагогической по­мощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необ­ходимо следовать принципу комплексности и взаимо­дополнимости медицинских, психологических и пе­дагогических методов воздействия.

Эффективность специальных занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, будет во многом определяться выбранными психокоррекционными приемами, играми, упражнениями, пособиями.

При коррекции внимания необходимо развивать его особенности: устойчивость, переключаемость, распределение. Использование специальных игровых упражнений («Что забыл нарисовать художник?», «Чем отличаются две пары картинок?», «Найди среди игрушек две одинаковые», «Что перепутал художник?», «Найди 2-10 отличий между двумя картинками» и т.п.) позволяет повысить уровень самостоятельности и наблюдательности, умение распределять и концентрировать внимание на соответствующих объектах.

В ходе коррекции восприятия необходимо развивать умение воспроизводить целостный образ предмета; умение соотносить предметы с сенсорными эталонами, выделяя их сходство и различие; умение ориентироваться в окружающей обстановке, выделяя главное в воспринимаемом. Коррекция данного психического процесса проводится с помощью пособий («Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Доска Сегена», «Эталоны»), собирания пазлов, мозаики, а также при проведении специальных дидактических игр.

Память является одним из важнейших познавательных процессов. При проведении коррекционной работы необходимо наращивать объем запоминаемой информации, время хранения данной информации, быстроту запоминания, точность запоминания; развивать вербальную память. Для этого используются игры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Нарисуй по памяти» и т.п.), тесты («Пиктограмма», «Десять слов», «Десять предметов» и др.), занимательные игры со словами и стихами, заучивание стихов и пересказ текстов.

При коррекции мышления необходимо развивать у детей старшего дошкольного возраста наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы словесно-логического мышления. Уровень развития наглядно-действенного мышления развивается при помощи игровых упражнений: «Собери пирамидки», «Собери матрешки», «Построй башню» и т.п. Для развития наглядно-образного мышления применяются игры: «Найди недостающую деталь», «Кому какое угощение?», «Кто где живет?» и др. При формировании элементов словесно-логического мышления используются игры: «Четвёртый лишний», «Овощи, фрукты, ягоды» (разложить по корзинам), «Кто (что) там?» (найти закономерность и нарисовать в пустых клетках недостающие фигуры), «Что перепутал художник?» и т.п.

Для развития воображения детей с нарушениями речи необходимо повышать познавательные интересы и мотивацию всех видов продуктивной деятельности; расширять запас сведений об окружающем мире и обогащать словарный запас; усваивать связи между зрительной и вербальной сферами.

В свете современных тенденций изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности актуальной становится проблема использования разнообразных развивающих упражнений, игр по совершенствованию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической практике широко используются модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками:

-- упражнения с грецкими орехами, каменными и металлическими шарами, шестигранными карандашами (перекатывание их между ладонями…);

-- игры с текстильной резинкой (растягивание резинового колечка пальцами), поролоновыми и резиновыми мячами (сжимание их между ладонями, поочередное сжимание пальцами…);

-- «пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, наполненной горохом, фасолью);

-- «разноцветные прищепки» (механическое сдавливание подушечек прищепками…);

-- различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев.

Широкое распространение получили игры ребенка с песком, водой, тестом, глиной (ручная терапия), которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности, высших психических функций. Они стабилизируют эмоциональное состояние, и самое главное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учиться понимать себя и других. Ему в этом мире комфортно, все понятно и близко, есть простор для фантазии и самоутверждения.

Для коррекции эмоционально-волевой сферы и личности детей с речевыми нарушениями предполагается проведение следующей работы: создание положительного эмоционального фона, выработка волевых усилий на преодоление возможных трудностей в устранении речевых нарушений, устранение психогенных наслоений у детей и их родителей, налаживание благоприятных социальных контактов с окружающими.

В процессе всей психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, проводится работа по формированию речевой деятельности: развитие потребности общения, его мотивационной стороны. Ребенка учат фиксировать внимание на речи, развивают фонематические процессы, контролируют правильность звукопроизношения и сохранность слоговой структуры слова, обогащают словарный запас, отрабатывают правильность употребления грамматических категорий и развивают связную речь.

Список литературы

  1. Архипова Е. Ф. Стертая форма дизартрии. – М., Астрель, 2006.

  2. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – Тамбов, «Пролетарский светоч», 2007.

  3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1985.

  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.

  5. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.

  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1984

  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.

  8. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. – М., 1983.

  9. Калягин В.А. Логопсихология. – М., «Академия», 2007.

  10. Косякова О. О. Логопсихология. – Феникс, 2007.

  11. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.,1985.

  12. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.

  13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.

  14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., «Просвещение», 1968.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушениями речи. – М., 1993.

  15. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков: пособие для логопедов. – М., 1999.

  17. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

  18. Практикум по детской логопедии /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1995.

  19. Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

  20. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 1994.

  21. Спирова Л.Р., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1984.

  22. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., ТЦ Сфера, 2003.

  23. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1998.

  24. Трошин О.В. Логопсихология. – Сфера, 2005.

  25. Усанова О.Н. Специальная психология. – М.,1990.

  26. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: В 2 ч. – М., 1995.

  27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. – М., 1993.

  28. Филичева Т.Б. Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.

  29. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи .- М.,1993.

  30. Филичева Т.Б., Чевелева П. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., Просвещение, 1987.

  31. Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения.-М.,1981.

  32. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с дошкольниками.- СПб.,1996.

  33. Хрестоматия по логопедии: В 2 т/Под ред.Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова .-М.,1997.

  34. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.,1983.

  35. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. – Феникс, 2007.