logo
уч

8.9. Комплексная психолого-педагогическая и медицинская помощь детям с рда

Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающе­гося в коррекционной группе либо другом специальном учрежде­нии, тесно связан с возможностью координации действий родите­лей, врача, психолога и педагога.

В коррекционной работе врач и психолог взаимно дополняют друг друга, осуществляя различный подход к решению поставлен­ной задачи. Врач, диагностируя заболевание, характеризуя состоя­ние ребенка, определяя прогноз, исходит из логики течения болез­ни. В коррекционной работе, связанной, прежде всего, с медикаментозной терапией, он стремится купировать болезненные сим­птомы и стимулировать психическую активность ребенка.

Психолог же оценивает состояние ребенка, исходя, прежде все­го, из модели нормального психического развития, и, таким обра­зом, определяет степень и тип психического дизонтогенеза — от­клонений в развитии, складывающихся под влиянием болезнен­ного процесса либо его последствий. В коррекционной работе психолог стремится не только устранить патологические проявле­ния, но, и, опираясь на сохранные психические функции, особен­ности интересов аутичного ребенка, найти возможность его соци­ального развития.

Клинические данные, исследования психолога позволяют рас­крыть перед педагогом структуру аномалии психического развития аутичного ребенка. Опираясь на эти данные, педагог ведет собст­венное обследование, определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методику работы.

Педагог ставит перед психологом конкретные задачи по кор­рекции поведения ребенка. На каждом этапе совместной работы психолог и педагог, обсле­дуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе коррек­ции. Диагностика развития, таким образом, не является одномо­ментным срезом, а проходит через всю коррекционную работу.

Необходимо подчеркнуть, что ребенку дошкольного возраста именно педагог в процессе обучения дает социально наиболее сложные образцы взаимодействия со взрослым.

Установление взаимопонимания и тесного контакта с родите­лями, естественно является необходимым условием медикамен­тозной терапии и психолого-педагогической коррекции.