logo
уч

8.8. Коррекционная помощь детям с разными уровнями рда

С отрешенными, «ускользающими» детьми первой группы следует сначала вести себя особенно осторожно, потому что они оценивают как агрессию не только любое прямое обращение, но и просто направленное движение в их сторону. Попытки вступить в контакт могут начинаться только тогда, когда он успоко­ится. Сначала же он должен просто привыкнуть к месту и людям.

Дети первой группы особенно чувствительны к измене­нию пространственной дистанции — и специалист тоже должен стать очень отзывчивыми к ее изменению, научиться тонко реагировать на эти приближения и удаления. Ребенок первой группы сначала не слиш­ком чувствителен к тактильному контакту и может, напри­мер, безразлично карабкаться по человеку, как по мебели, опираясь даже на его лицо. Но это верно до тех пор, пока соприкосновение остается бездушным. Если же тактиль­ный контакт приобретает для ребенка смысл обращения к другому человеку, становясь одной из доступных ему форм общения, тогда прикосновение начинает остро им пережи­ваться.

Речевое обращение, оклик по имени сначала восприни­маются таким ребенком негативно — поэтому в начале знакомства лучше вообще не пользоваться речью. К речи ребенок постепенно привыкает, и в процессе нашего общения мы подчеркиваем для него приятные моменты происходящего. Привлекая внимание, «приваживая» к себе ребенка, мы можем связывать себя с приятными для него впечатле­ниями. При этом, однако, нельзя увлекаться и оказывать слишком сильные и резкие воздействия. Можно спокойно перебирать клавиши пианино, плавно подбрасывать и ловить воздушный шарик, пускать мыльные пузыри, красить, переливать воду, пересыпать детали мозаики, выкладывать узор из кубиков, запускать юлу или крутить колесики, играть пятнами света и тени, солнечным зай­чиком на стене. Постепенно ребенок начинает держаться рядом, отходить и снова возвращаться, поглядывая на то, что мы делаем. И это тоже дает возможность хотя бы на секунду поймать его взгляд и зафиксировать его избира­тельный интерес к нам.

Его заинтересованность может быть поддержана и более активными играми. Постепенно необходимо показать ребенку, что с нами лучше, чем без нас.

Дети второй группы наиболее напряжены при первых контактах, они боятся чужих людей, незнакомой обстанов­ки. Поэтому знакомство важно организовать так, чтобы общая ситуация была для них если не приятной, то хотя бы понятной и предсказуемой. Такие дети сразу проявляют болезненную чувствитель­ность ко взгляду, голосу, прикосновению. Поэтому первые контакты с ними должны строиться тоже очень осторожно и, по возмож­ности, иметь опосредованные формы. Привлекать внимание мы опять же будем сначала не к себе, а к приятному сенсорному эффекту.

Детей второй группы гораздо легче напугать неожиданным или новым впечатле­нием. Пытаясь подобрать привлекательный сенсорный мате­риал, нужно постоянно держать ребенка в поле зрения, следить, какое впечатление производят на него ваши действия: не усиливают ли они его тревогу, не усиливается ли его моторная напряженность, не нарастают ли стерео­типные действия, не появляются ли элементы самоагрес­сии. Если в течение одной - двух минут эти явления не про­ходят и ребенок не успокаивается, значит, то, чем мы пытаемся привлечь его внимание, пока для него слишком ярко и необычно. В таком случае надо прекратить эти, не подходящие для данного момента, действия и попробовать подобрать какие-либо другие, более для него привычные.

Снятие остроты переживания контакта происходит здесь внутри привычного стереотипного действия аутостимуляции. На фоне общего подъема ребенок может начать дотрагиваться до вас, смеясь, повторять ваши слова, загля­дывать вам в лицо, может даже внезапно броситься на шею. В этот момент происходит запечатление новой привя­занности ребенка, и ваше удачное действие перерастет в дальнейшем в устойчивую форму контакта, а удачный комментарий может зафиксироваться ребенком и стать для него словесным обозначением ситуации общения.

Установление эмоционального контакта с детьми третьей группы, затруднено тем, что они захвачены сюжетами собственных аффективных пере­живаний. Внешне может казаться, что они активно ищут общения. В этом формальном контакте, настойчиво пытаясь удер­жать другого, ребенок сосредоточивается на лице взросло­го, и при этом его не так ранят взгляд или голос.

Действительное установление контакта с такими детьми возможно, но оно происходит постепенно, и тоже только под прикрытием типичных для них форм аутостимуляции. Взрослый должен сначала согласиться на навязываемую ему роль формального партнера, стать терпеливым слуша­телем и зрителем. Проблема в том, что, приняв правила ребенка, специалист не должен в то же время начинать активно подыгрывать ему. Специалист должен суметь остаться благожелательными, но в большой мере нейтральными слушателями и зрителями. Таким образом, в рамках стереотипного начинают появ­ляться секунды живого, неформального контакта. И если сначала может казаться, что этот ребенок совершенно нечувствителен к вам — ведь, хотя он прямо и упорно смотрит вам в лицо, говорит с вами, но в действительности не видит вас и не слышит, — то потом вы постепенно начинаете ощущать всю глубину его ранимости. Вместе с интересом к другому человеку проявляется и застенчи­вость, болезненное переживание прямого взгляда. Следующая задача — это постепенное снятие остроты переживания. Иногда с помощью одного - двух замечаний или намеков вы можете дать ребенку почувствовать, что вы вполне понимаете его проблемы и сопереживаете ему.

Установление контакта с детьми четвертой группы — это уже более нормальный процесс приручения очень робкого, очень застенчивого ребенка. Такой ребенок чрезвычайно зависим от своих близких не только физически, но и эмоционально, он нуждается в их постоянной эмоциональной стимуляции: в побуждении, в похвале, в ободрении. Поэтому первые контакты с таким ребенком необходимо, по возможности, строить опосредованно, через контакт с его близкими. Именно под прикрытием этого общего разговора проис­ходит постепенное привыкание ребенка к новому контакту.

Если вы чувствуете, что ребенок немного привык к общению с вами и заинтересован в нем, можно попробо­вать предложить ему общаться уже напрямую, используя совместную игру или рисование. Конечно, выбирая общие занятия, надо тоже исходить из интересов и возможностей ребенка, предлагая ему те из них, к которым он привык дома и в которых чувствует себя успешным. Так же, как и в работе с другими детьми, мы можем поддержать свою привлекательность сенсорно приятным игровым материалом. Отличие от ребенка третьей группы проявится и в том, что этот ребенок не будет ничего активно предлагать и навязывать, но зато он с удовольствием начнет сопережи­вать простому сюжету игры или рисунка, который вы для него станете проигрывать или прорисовывать. Таким образом, установление контакта с ребенком четвертой группы дает нам возможность пробудить в нем избирательную заинтересованность в нас — и интерес к тому, что мы делаем.