logo
уч

5. Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению алалии.

Система коррекционного воздействия при моторной алалии.

Систематическая логопедическая работа направляется на вос­полнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему обучению в школе по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).

Работа направляется и первую очередь на создание механизмов речевой деятельности. Учитываются особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенса­торные возможности. Устраняются воспитательным воздействием невротические наслоения в характере ребенка, ведется работа по воспитанию сознательной целенаправленной личности. Обращается внимание на развитие мелкой моторики. На начальных этапах работы формируется психофизиологичес­кая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, раз­вивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психи­ческую активность, функции подражательной деятельности и отра­женной (репродуцированной) речи.

Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения; развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составля­ют необходимый фундамент для речевого развития.

Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур.

При обучении детей с сенсорной алалией применяются специаль­ные методы, направленные на развитие деятельности, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень недоразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последовательное и систе­матическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы, стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.

Основными задачами работы являются: пробуждение интереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потреб­ности, желания и возможности подряжать им, дифференциации неречевых и речевых звуков. Ребенка учат фиксировать внимание на речи, расширяют и уточняют фоне­матическое восприятие.

Ведется работа над пониманием постепенно усложняющихся фраз, детализи­рованных заданий, инструкций, над сознательным анализом и синтезом состава собственной речи и речи окружающих.

Дети с сенсорной алалией способны к овладению грамотой, хотя чтение и письмо их оказываются нарушенными.