logo
уч

8.1. Синдром раннего детского аутизма (рда) как специфическое нарушение развития. Этиология рда

Синдром раннего детского аутизма в сферу научных исследований отечест­венной дефектологии включен в последние три десятилетия. Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нерв­ной системы генетического или экзогенного (внутриут­робные и постнатальные поражения головного мозга) происхож­дения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и прежде всего — с челове­ком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, иска­жает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации.

Высокая частота РДА (12—15 на 10000 детей) указывает на со­циальную значимость этой проблемы. Но несмотря на то, что со времени первого описания РДА прошло почти полвека (Ь. Каппег, 1943), проблемы этой аномалии развития еще далеки от разреше­ния. В нашей стране, где долгие годы РДА традиционно рассмат­ривался в рамках прогредиентного шизофренического процесса, задачи его ранней дифференциальной диагностики от других ано­малий развития, разработки системы психолого-педагогической коррекции вообще считались неактуальными.

В 1977 году при НИИ дефектологии АПН СССР была впервые создана специальная экспериментальная группа по комплексной коррекции РДА, в которой совместно работают врачи, психологи и педагоги-дефектологи.

Основной ее целью является разработка системы клинико-психолого-педагогической коррекции РДА. Решению этой про­блемы способствовали проведенные нами исследования по выде­лению критериев максимально ранней, на 1—2 году жизни диагно­стики РДА; разграничению его клинико-психологических вариан­тов; определению критериев ранней дифференциации с другими аномалиями развития, имеющими сходную симптоматику; выде­лению патогенетических механизмов, имеющих значение для по­строения системы коррекции.

Отдельные профессиональные описания как детей с аутистическими нарушениями психического развития, так и попыток врачебной и педагогической работы с ними стали появляться еще в прошлом столетии. Так, судя по ряду признаков, знаменитый Виктор, «дикий мальчик», найденный в начале прошлого столетия недалеко от фран­цузского города Аверона, был аутичным ребенком. С по­пытки его социализации, коррекционного обучения, пред­принятой доктором Э. М. Итаром, и началось, собственно, развитие современной специальной педагогики.

В 1943 г. американский клиницист Л. Каннер, обобщив наблюдения 11 случаев, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синд­рома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдром раннего детского аутизма». Доктор Каннер не только описал сам синдром, но и выделил наиболее характерные черты его клинической картины. На это исследование в основном опираются и современные критерии этого синдрома, получившего впоследствии; второе название — «синдром Каннера».

В настоящее время большинство авторов полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной нерв­ной системы. Был выдвинут целый ряд гипотез о харак­тере этой недостаточности, ее возможной локализации. В наши дни идут интенсивные исследования по их проверке, но однозначных выводов пока нет. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюда­ются чаще обычного, у них нередко проявляются и нару­шения биохимического обмена. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями (в частнос­ти, фрагильной Х-хромосомой), врожденными обменными нарушениями. Она может также оказаться результатом органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Американский исследователь Э. Орниц выявил более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к формированию синдрома Каннера. Аутизм может проявиться вследствие самых разных забо­леваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза. Таким образом, специалисты указывают на поли­этиологию (множественность причин возникновения) синд­рома раннего детского аутизма и его полинозологию (проявление в рамках разных патологий).

Безусловно, действие различных патологических аген­тов вносит индивидуальные черты в картину синдрома. В разных случаях аутизм может быть связан с нарушениями умственного развития различной степени, более или менее грубым недоразвитием речи; эмоциональные расстройства и проблемы общения могут иметь различные оттенки.

Таким образом, (по О.С. Никольской) детский аутизм – это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что не может быть объяснено просто сниженным уровнем когнитивного развития ребенка. Другая характерная особенность – стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить привычные условия жизни, сопротивлении малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем, в собственных стереотипных интересах и стереотипных действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам.