logo
уч

Классификация дизартрии

I Бульбарная дизартрия.

Обусловлена поражением ядер черепно-мозговых нервов.

II Подкорковая дизартрия.

В этом случае поражаюся подкорковые узлы. Подкорка и подкорковые пути отвечают за состояние мышечного тонуса и силу мышечных сокращений, за эмоциональную окраску речи.

III Мозжечковая дизартрия.

Поражение мозжечка и его путей. Мозжечковая дизартрия наблюдается в основном у взрослых.

IV Корковая дизартрия.

В этом случае поражается кора больших полушарий мозга и корковых путей. При корковой дизартрии не наблюдается проблем с мышечным тонусом, но грубо нарушена мелкая моторика рук и моторика артикуляционного аппарата.

V Псевдобульбарная дизартрия.

Происходит двухстороннее поражение путей идущих от коры до ядер черепно-мозговых нервов. Чаще всего с этой формой сталкиваются с детьми дошкольного возраста. Она имеет несколько вариантов:

- спастическая форма (состояние мышечного тонуса повышено);

- паретическая форма (мышечный тонус снижен);

- смешанная (тонус может быть спастическим и паретическим);

- гиперкинетическая (при повышенном тонусе наличие гиперкинезов).

Методика логокоррекционной работы по устранению дизартрии

Коррекционно-логопедическое воздействие по устранению дизартрии предполагает:

-- медицинское воздействие (медикоментозная терапия, лечебная физкультура, массаж (общий, логопедический), физиотерапия, иглотерапия, рефлексотерапия);

-- психолого-педагогическое воздействие (развитие психологической базы речи, сенсорных функций, стереогноза, пространственных представлений, временных представлений; формирование продуктивных видов деятельности; развитие мелкой моторики и графических навыков);

-- логопедическое воздействие (основной этап коррекционной работы):

а) основные задачи: при анартрии-- развития коммуникативных функций речи; при дизартрии (также при минимальных проявлениях) -- формирование правильного звукопроизношения, просодической стороны речи и эмоционально- выразительной окраски речи;

б) основные принципы: учет структуры речевого дефекта; опора на сохранные функции; необходимо раннее начало логопедической работы; опора на кинестезии;

в) основные этапы:

1. Подготовительный этап:

- нормализация мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата:

а) логопедический массаж;

б) самомассаж органов артикуляционного аппарата;

в) артикуляционные упражнения, которые способствуют нормализации мышечного тонуса.

- нормализация моторики артикуляционного аппарата:

а) пассивная артикуляционная гимнастика (артикуляционные движения выполняет логопед с помощью зондов);

б) активная артикуляционная гимнастика (используются традиционные упражнения и комплексы артикуляционной гимнастики);

- нормализация дыхания (упражнения на развитие силы воздушной струи);

- нормализация голоса (упражнения для нормализации громкости голоса и на выработку умения воспроизводить голосовые модуляции);

- нормализация интонационно-выразительной стороны речи (нормализация темпо-ритмической стороны речи, устранение смазанности и невнятности речи).

2. Формирование произносительных умений и навыков:

- выработка пяти артикуляционных поз, значимых для определенной группы звуков;

- определение последовательности работы над звуками;

- развитие и формирование фонематических процессов;

- постановка звуков;

- автоматизация и дифференциация звуков;

- введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.

3. Предупреждение и преодоление вторичных нарушений.

4. Дети с дизартрией требуют комплексного подхода к преодолению данного речевого нарушения. В коррекционную работу включаются все специалисты ДОУ (медработники, психолог, воспитатели логопедических групп, преподаватель физкультуры, преподаватель музыки).