9.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с дцп
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Около 25 % детей имеют аномалии зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20 —25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме
При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено. Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник.
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.
- Введение
- Раздел 1. Специальная психология
- 1.1. Специальная психология как наука. Предмет, объект, отрасли, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами.
- Отрасли специальной психологии:
- С пециальная психология
- 1.2. Исторический обзор развития специальной психологии, современное состояние и приоритетные направления
- Дефектология (устаревшее)
- 1.3. Л.С.Выготский и теоретическикие основы специальной психологии
- 1.4. Современные классификации детей с нарушениями в развитии
- 1.5. Причины дизонтогений
- I.Врожденные аномалии
- 1.6. Психологическая служба в системе специального образования. Цель и задачи деятельности педагога-психолога в доу
- Основные направления деятельности педагога-психолога в специальном учреждении, особенности работы с педагогическим коллективом
- 1.8. Пмпк, ее функции, структура, задачи
- 1.9. Современное понятие психодиагностики. Принципы диагностики. Процедура психологического обследования ребенка
- 1.10. Принципы, содержание и методы организации психологической коррекционно-развивающей работы
- Содержание и методы психокоррекционной работы
- Специфика психокоррекционного процесса
- 1.11. Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению
- 1.12. Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
- Раздел 2. Специальная педагогика
- 2.1. Предмет и понятийно-терминологический аппарат специальной педагогики
- 2.2. Цели и задачи специальной педагогики
- 2.3. Краткая характеристика современной системы специального образования
- 2.4. Международные и отечественные правовые документы
- 2.5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования
- 2.6. Принципы специального образования
- 2.7. Методы специального образования
- 2.8. Формы организации специального обучения
- 2.9. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Раздел 3. Олигофренопедагогика и олигофренопсихология
- 3.1. Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии
- 3.2. Основные этапы в развитии представлений об умственной отсталости
- 3.3. Понятие умственной отсталости, ее структура
- 3.4. Классификации олигофрений м.С.Певзнер и г.Е.Сухаревой
- 3.5. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
- 3.6. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта
- 3.7. Особенности развития деятельности детей с нарушениями интеллекта
- 3.8. Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с нарушениями интеллекта
- 3.9. Особенности организации психолого-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
- 3.10. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта
- 3.11. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта
- 3.12. Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта
- 3.13. Дети с синдромом Дауна
- Раздел 4. Психология детей с задержкой психического развития. Обучение и воспитание детей с зпр
- 4.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии
- 4.2. Исторические аспекты отечественного и зарубежного опыта в исследовании задержки психического развития у детей
- 4.3. Причины возникновения задержки психического развития
- 4.4. Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний
- 4.5. Этиопатогенетическая классификация зпр к.С. Лебединской
- 4.6. Психолого-педагогические особенности и задачи коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Концепция коррекционно-развивающего обучения
- Специфика развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития
- Проблема задержки психического развития в контексте трудностей в обучении
- Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
- 4.10. Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями: специальные классы в массовых образовательных школах
- Раздел 5. Логопсихология и логопедагогика
- 5.1. Логопедагогика как отрасль специальной педагогики. Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики. Междисциплинарные связи. Актуальные проблемы современной логопедагогики
- 5.2. Этиология речевых нарушений
- 5.3. Клинико-лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений
- 2. Клиническая характеристика речи.
- 5.4. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений
- 5.4. Психологические особенности познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.5. Психологические особенности личностной и эмоционально-личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.6. Понятие о фонетических нарушениях (фн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.7. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии (ффн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.8. Понятие об общем недоразвитии речи (онр). Основные направления логокоррекционной работы
- I уровень речевого развития
- II уровень речевого развития
- III уровень речевого развития
- 5.9. Понятие о заикании. Основные направления логокоррекционной работы
- I. Формирование плавной речи у детей c заиканием:
- III. Психокоррекция личности заикающегося ребенка.
- 5.10. Понятие о дизартрии. Основные направления логокоррекционной работы
- Причины возникновения дизартрии
- Классификация дизартрии
- 5.11. Понятие о ринолалии. Основные направления логокоррекционной работы
- Специфика логопедического обследования при ринолалии
- Методика коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия при ринолалии
- 5.12. Понятие об алалии. Основные направления логокоррекционной работы
- 3. Классификация алалии.
- 4. Специфика логопедического обследования детей с алалией.
- 5. Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению алалии.
- 5.13. Нарушения процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия), их предупреждение у детей дошкольного возраста
- 4. Обогащение словарного запаса:
- 6. Формирование морфологических и синтаксических обобщений.
- 5.14. Организация логокоррекционной работы в дошкольном специальном образовательном учреждении (группе)
- Диагностика речевых нарушений
- 2. Организация логопедической службы
- 2. Профилактическая и консультативная работы
- 3. Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса
- 5.15. Основные цели и задачи психокоррекционной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Методы и приемы коррекции психического развития детей с нарушениями речи
- Раздел 6. Сурдопсихология и сурдопедагогика
- 6.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопсихологии и сурдопедагогики. Связь с другими науками
- 6.2. Исторические аспекты отечественных и зарубежных взглядов на воспитание и обучение детей с нарушениями слуха
- 6.3. Этиология и патогенез нарушений слуха
- 6.5. Специфика развития познавательных процессов детей с нарушениями слуха
- 6.6. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом
- 6.7. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции
- 6.8. Современная система образовательных дошкольных учреждений для детей с нарушенным слухом. Комплектование групп дошкольных учреждений
- 6.9. Особенности организации коррекционной работы в доу для детей с нарушенным слухом
- 6.10. Принципы и методы обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом
- 6.11. Характеристика профессиональной деятельности сурдопедагога доу для детей с нарушениями слуха
- 6.12. Особенности воспитания и обучения детей с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста в семье
- 6.13. Понятие о сложных и множественных нарушениях. Этиология комплексных нарушений. Характеристики групп комплексных нарушений
- 6.14. Особенности организации воспитания и обучения детей со сложными и множественными нарушениями
- Раздел 7. Тифлопсихология и тифлопедагогика
- 7.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нарушением зрения
- 7.2. Проблема компенсации в тифлопсихологии
- 7.3. Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения
- 7.4. Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения
- 7.5. Тифлопедагогика в системе педагогических наук, ее предмет, объект, задачи и методы. Связь с другими науками
- 7.6. Система дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения
- 7.7. Характеристика нарушений зрения у детей
- 7.8. Содержание специальных коррекционных занятий с дошкольниками с нарушениями зрения
- 7.9. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечебно-восстановительной работой
- 7.10. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения
- Раздел 8. Синдром раннего детского аутизма
- 8.1. Синдром раннего детского аутизма (рда) как специфическое нарушение развития. Этиология рда
- 8.2. Дифференциальная диагностика рда
- 8.3. Клинико-психологическая характеристика детей с рда
- 8.4. Нарушение развития системы аффективной организации сознания и поведения у детей с аутизмом
- 8.5. Особенности формирования навыков социального поведения при рда
- 8.6. Клинико-психологическая классификация детей с рда
- 8.7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с рда в раннем и дошкольном возрасте
- 8.8. Коррекционная помощь детям с разными уровнями рда
- 8.9. Комплексная психолого-педагогическая и медицинская помощь детям с рда
- 8.10. Психолого-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с рда
- Раздел 9. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их обучение и воспитание
- 9.1. Изучение и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата как научная проблема
- 9.2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
- 9.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с дцп
- 9.4. Детский церебральный паралич как основное нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Этиология дцп
- 9.5. Классификация форм дцп
- 9.6. Особенности познавательной деятельности с дцп
- 9.7. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников с дцп
- 9.8. Значение семейного воспитания в коррекции развития ребенка с дцп
- 9.9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- 9.10. Задачи и средства физического воспитания дошкольников с дцп
- Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) I-VIII видов