logo
уч

7.10. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения прежде всего состоит в организации компенсаторной перестройки слухового, кожного, тактильного и др. анализаторов. Коррекционная работа строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста заключается: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Успешность коррекционной работы зависит от: учета иерархии отклонений и нарушений в психофизическом развитии детей; реализации основных принципов коррекционной работы; выбора содержания, форм и методов коррекционной работы; взаимосвязи психолого-педагогической и лечебно-восстановительной работы.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: 1) специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений; 2) организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, физической культуре, ручному труду и др.) в играх, бытовой деятельности. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом.

При проведении любого вида коррекционной работы учитываются задачи лечебного процесса, включая работу по снятию побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка. Знание психических особенностей ребенка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения и корригировать негативные психоэмоциональные проявления, обусловленные влиянием лечебного процесса.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации в познавательной деятельности детей с глубокими нарушениями зрения.

Коррекционная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.

Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушением зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Высокий уровень развития слуха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля. Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения проводятся упражнения на дифференциацию, различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в школе при обучении и воспитании предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют им овладеть высоким уровнем образования, развить восприятие, память и т.д.

Комплекс воспитательных мероприятий при коррекционно-педагогической работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование уних активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд и т.д.

Для развития у детей с нарушением зрения познавательно-образного мышления используют игру, учение, труд, которые можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью. При этом дети могут убедиться в успешности ориентации и адекватности своих предметно-практических действий, осознать свои потенциальные возможности.

Итак, коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения направлена на гармоничное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие детей.

Список литературы

  1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л, 1982.

  2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.- Л,1984.

  3. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях.- М,1978.

  4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.- М,2000.

  5. Жоков В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. - М,1989.

  6. Жильцова О.Л. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубокими нарушениями зрения.// Дефектология,1971 -№ 2.

  7. Земцова М.И. Общественное дошкольное воспитание детей с нарушением зрения и его коррекционная направленность. Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения (отв.ред. А.Н.Кондратов) - М,1980.

  8. Ковалев Л.П. К вопросу о психолого-педагогическом изучении слабовидящих дошкольников, поступающих в детский сад. Вопросы обучения воспитания слепых и слабовидящих. - Л,1981.

  9. Кондратов А.М. Если ребенок не видит. - М,1991.

  10. Коробко С.Л. Коррекция речевых недостатков у слабовидящих школьников.- М,1973.

  11. Лукошевичене А.Л. К вопросу об особенностях смысловой стороны речи слабовидящих дошкольников.// Дефектология,1985.- № 6.

  12. Морозова Н.Г. Воспитание активного познавательного отношения к окружающей действительности у дошкольников с нарушением зрения. Вопросы активизации обучения в школах для детей с нарушениями зрения.// Сб.научных трудов НИА дефектологии АПН СССР - М,1976.

  13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (под ред.П.Г.Саморуковой). - М,1992.

  14. Малаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих детей.- М,1992.

  15. Малаев Д.М. Психолого-пе6дагогические предпосылки по воспитанию дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре. // Дефектология,1993. - № 5.

  16. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.- СПб,1995г.

  17. Пакутнева С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения. Автореферат дис. ….канд. пед наук. - М,1988.

  18. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии детей с амблиопией и косоглазием. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях.// Сб.научных трудов НИИ дефектологии АПН СССР.- М,1978.

  19. Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога.\\ Дефектология,1983. - № 3.

  20. Плаксина Л.И., Гладких Л.П. Коррекционная работа по рисованию с натуры в детском саду для детей с нарушением зрения//. Дефектология,1988. - № 2.

  21. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. - М,1988.

  22. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.- М,1988.

  23. Рудакова Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения. Вопросы воспитания слепых и слабовидящих. - М,1982.

  24. Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения.- Л,1983.

  25. Свиредюк Т.П. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста.- Киев,1981.

  26. Свиредюк Л.И. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев,1984.

  27. Сековец Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушением зрения.\\ Дефектология,1987. - № 6.

  28. Слабовидящие дети./ Под ред. Ю.А.Кулагина, Н.Г.Морозовой, М.Б.Эйдиновой.- М,1967.

  29. 33.Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей /Под.ред. Л.И.Солнцевой, В.П.Ермакова, М.И.Земцовой.- М,1986.

  30. Солнцева Л.И. Воспитание слепого дошкольника.- М,1967.

  31. Самбикин Л.Б. Игры для слепых детей.- М,1979.

  32. 40.Феоктистова В.А. У истоков обучения слепых в России. //Дефектология,1984. - № 4.

  33. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми дошкольниками.// Дефектология,1983.- № 2.

  34. Хрестоматия по истории тифлопедагогики// Дефектология,1983.- № 2.

  35. Шапиро С.Л. О некоторых особенностях развития речи детей с глубокими нарушениями зрения.- Л,1972.