4.4. Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний
Дети с педагогической запущенностью отличаются от детей с задержкой развития. У них нет недостаточности нервной системы, а есть недостаток воспитания. Также у них нет астении, энцефалопатии, инертности психических процессов, нет явлений немотивированной возбудимости, либо тормозимости, нет слабости волевых качеств, импульсивности. Они проявляют гибкость, инициативу, целеустремленность, самостоятельность. Могут обучаться в массовой школе с индивидуальным подходом, что позволит им преодолеть пробелы знаний. Обучение их гораздо продуктивнее, чем детей с задержкой психического развития.
Отграничение детей с задержкой развития от олигофрении. Для олигофрении характерно тотальное поражение психических функций, а для детей с задержкой психического развития – мозаичность (одни психические функции развиты лучше). Обобщение и абстрагирование выше, чем у олигофренов. Нарушение мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития носит вторичный характер, обусловленный незрелостью мотивационной сферы. Более выраженную форму задержки психологического развития церебрально–органического генеза очень трудно отграничить от легкой степени деменции. Но при этом нет такого распада личности и грубой некритичности. У детей с задержкой психического развития наблюдается динамика развития. Эта возможность при деменции ограничена.
Дети с задержкой психического развития застревают на предыдущем этапе развития. Достигнув школьного возраста, они остаются в кругу игровых интересов. Они не могут включиться в школьную деятельность, воспринять школьное задание и выполнить его. Но, в отличие от олигофренов, у них недоразвитие сложных психических функций носит временный характер и полностью преодолевается.
У детей с задержкой психического развития трудности в овладении грамматикой и счетом сочетается с достаточным уровнем познавательной деятельности. Также они способны использовать помощь. Это доказывает, что эти дети обладают полноценными возможностями для дальнейшего развития и они при дальнейшем обучении оказываются вполне успевающими учениками в массовой школе.
Задержка психического развития возникает в связи с экзогенными вредностями, которые приводят к нарушению темпа развития. Это подтверждается обратимостью симптомов при проведении коррекционно – воспитательной и лечебной работы. При олигофрении происходят внутриутробные и ранние послеродовые органические поражения ЦНС, хромосомные, наследственные, приводящие к слабоумию.
2. При задержке психического развития аномалии развития более молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы. При олигофрении речь идет о диффузном поражении коры головного мозга.
3. Высшая нервная деятельность при задержке развития отличается от таковой при олигофрении большей силой основных нервных процессов (возбуждение, торможение), большей подвижностью и менее выраженной склонностью процессов возбуждения к широкой иррадиации (распространению).
4.Различия проявляются и в клинической картине.
А). Дети с задержкой психического развития отличаются малым ростом и весом. Они напоминают детей дошкольников. Физическое развитие олигофренов характеризуется дисплантичностью черепа.
Б). При неврологическом исследовании также выступают различия. У детей с ЗПР неврологические знаки чаще левосторонние, а может и не быть совсем. У олигофренов у 100% имеется неврологическая симптоматика, чаще справа. Это указывает на большую заинтересованность ведущего левого полушария.
В). Различия в особенностях моторики. У детей с ЗПР движения координированы, четкие за редким исключением. У них недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения. У олигофренов моторика недоразвита в целом. Движения их плохо координированы, замедленны, неловки, Не умеют выполнять движения по словесной инструкции.
5. Явные различия и в особенностях речевой деятельности. У детей с ЗПР не наблюдается резкого недоразвития речи. А если и есть, то быстро преодолевается. Дети-олигофрены плохо усваивают значение слов, что отрицательно сказывается на развитие фонематического слуха и тем самым затормаживается формирование речи в целом. Развивается косноязычие, дефекты произнесения, бедность словаря, т.к. недостаточно владеют грамматическим строем речи.
6. У детей с ЗПР на первоначальных этапах обучения есть много сходного с олигофренами. Как те, так и другие не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не заинтересованы в школьных занятиях. Но дети с ЗПР могут быть продуктивными в игровых формах деятельности. Они значительно лучше понимают сказки, рассказы.
7. Наблюдается отчетливая разница при исследовании их познавательной деятельности. У олигофренов недоразвитие познавательной деятельности выявляется при решении любой задачи, которая требует известного уровня развития способностей к отвлечению и обобщению. Дети с ЗПР, оставаясь неуспевающими, могут выполнить ряд заданий, выявляя достаточный уровень развития способностей к отвлечению и обобщению.
8. Дети с ЗПР отличаются от олигофренов двумя особенностями. Трудности в овладении элементарными навыками сочетаются с относительно сохранной познавательной деятельностью. Они всегда обнаруживают способности быстрее и лучше использовать в процессе работы помощь и усваивают принципы решения задачи и переносят их в новые задачи. Это для олигофренов не характерно.
9. Динамика развития детей различна. При правильной организации педагогической работы наблюдается скачок в развитии детей с ЗПР, что характерно для олигофрении. Изучение детей с ЗПР через много лет показывает, что они заканчивают массовую школу, техникум, в отдельных случаях институт.
Проведенный анализ показал, что ведущим симптомом ЗПР является недоразвитие эмоционально – волевой сферы.
Соотношение этого симптома с другими дает основание для выделения 4-х вариантов ЗПР.
1. Недоразвитие эмоционально - волевой сферы с достаточным уровнем развития познавательной деятельности и речевой функции.
Недоразвитие эмоционально – волевой и познавательной функций.
Недоразвитие познавательной деятельности осложняется нейродинамическими нарушениями.
Недоразвитие эмоционально – волевой сферы, познавательной деятельности, речевой функции.
Отличие ЗПР от нормы. С первых шагов обучения в школе дети с задержкой психического развития показывают характерные признаки отличия от основной массы сверстников. Они не принимают школьных требований, малопродуктивны в работе, слабокритичны к себе в учебе и поведении, многие отличаются высокой импульсивностью или выраженной тормозностью, у них высокая отвлекаемость на уроке, несообразительность, низкая работоспособность, несобранность, небольшая продуктивность памяти, непрочные несистематические знания.
В обычных школах эти дети не овладевают программными требованиями, запас знаний недостаточен для их возраста, избегают активности, нет готовности к волевым усилиям, интеллектуальная пассивность является привычным состоянием. Если провести сравнительный анализ мысленной деятельности детей этих групп, то при проведении экспериментов (дается методика из восьми заданий на обобщение конкретных понятий, на конкретизацию понятий, на классификацию, сравнение, на простейшие дедуктивные умозаключения, на размышления о знакомом предмете) выявляется разница сформированности мыслительной деятельности. Дети с нормой обычно заинтересованы и легко включаются в работу, вслушиваются внимательно в задание, в его повторении не нуждаются, работают сосредоточенно, с ответом не спешат. Они отвечают уверенно, развернуто. Представления о конкретных предметах быта, явлениях общественной жизни, природы обеспечивают им возможность для правильного и самостоятельного выполнения работы, задания.
Для детей с задержкой психического развития характерны другие мыслительные особенности:
Мыслительная деятельность (задача, процесс, результат) не вызывают у них положительного эмоционального отношения, они индеферентны;
2. Не располагают необходимым фондом знаний, элементарных житейских понятий. Они абстрагируют внешние, несущественные признаки, делают ситуативные сообщения;
3. Не смотря на то, что они не достигают заданного результата, не испытывают чувства неудовлетворенности, недовольства собой;
4. При нормальном выполнении работы не могут объяснить словами.
Учащиеся массовой школы в основном правильно отвечают на вопросы по возрасту. Ответы их более продуктивны, чем у детей с задержкой психического развития. В своих ответах они используют опыт, знания. Их ответы характеризуются большой глубиной, чем у детей с задержкой развития, что свидетельствует о более высоком уровне их развития. Эти дети больше знают, лучше умеют выразить свои мысли и могут достаточно объективно оценить свою работу. Дети с нормальным развитием с ответом не спешат, сравнивают рисунок с образцом, могут говорить « мне кажется», « не знаю», при обдумывании задания. Это свидетельствует о сознательном отношении к оценке, о реальном учете своих возможностей. Дети с нормой описывают свои ошибки, а у детей с задержкой психического развития целенаправленность в работе отсутствует, низкий уровень самоконтроля, недостаточное умение правильно оценить свою работу.
- Введение
- Раздел 1. Специальная психология
- 1.1. Специальная психология как наука. Предмет, объект, отрасли, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами.
- Отрасли специальной психологии:
- С пециальная психология
- 1.2. Исторический обзор развития специальной психологии, современное состояние и приоритетные направления
- Дефектология (устаревшее)
- 1.3. Л.С.Выготский и теоретическикие основы специальной психологии
- 1.4. Современные классификации детей с нарушениями в развитии
- 1.5. Причины дизонтогений
- I.Врожденные аномалии
- 1.6. Психологическая служба в системе специального образования. Цель и задачи деятельности педагога-психолога в доу
- Основные направления деятельности педагога-психолога в специальном учреждении, особенности работы с педагогическим коллективом
- 1.8. Пмпк, ее функции, структура, задачи
- 1.9. Современное понятие психодиагностики. Принципы диагностики. Процедура психологического обследования ребенка
- 1.10. Принципы, содержание и методы организации психологической коррекционно-развивающей работы
- Содержание и методы психокоррекционной работы
- Специфика психокоррекционного процесса
- 1.11. Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению
- 1.12. Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
- Раздел 2. Специальная педагогика
- 2.1. Предмет и понятийно-терминологический аппарат специальной педагогики
- 2.2. Цели и задачи специальной педагогики
- 2.3. Краткая характеристика современной системы специального образования
- 2.4. Международные и отечественные правовые документы
- 2.5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования
- 2.6. Принципы специального образования
- 2.7. Методы специального образования
- 2.8. Формы организации специального обучения
- 2.9. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Раздел 3. Олигофренопедагогика и олигофренопсихология
- 3.1. Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии
- 3.2. Основные этапы в развитии представлений об умственной отсталости
- 3.3. Понятие умственной отсталости, ее структура
- 3.4. Классификации олигофрений м.С.Певзнер и г.Е.Сухаревой
- 3.5. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
- 3.6. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта
- 3.7. Особенности развития деятельности детей с нарушениями интеллекта
- 3.8. Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с нарушениями интеллекта
- 3.9. Особенности организации психолого-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
- 3.10. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта
- 3.11. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта
- 3.12. Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта
- 3.13. Дети с синдромом Дауна
- Раздел 4. Психология детей с задержкой психического развития. Обучение и воспитание детей с зпр
- 4.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии
- 4.2. Исторические аспекты отечественного и зарубежного опыта в исследовании задержки психического развития у детей
- 4.3. Причины возникновения задержки психического развития
- 4.4. Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний
- 4.5. Этиопатогенетическая классификация зпр к.С. Лебединской
- 4.6. Психолого-педагогические особенности и задачи коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Концепция коррекционно-развивающего обучения
- Специфика развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития
- Проблема задержки психического развития в контексте трудностей в обучении
- Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
- 4.10. Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями: специальные классы в массовых образовательных школах
- Раздел 5. Логопсихология и логопедагогика
- 5.1. Логопедагогика как отрасль специальной педагогики. Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики. Междисциплинарные связи. Актуальные проблемы современной логопедагогики
- 5.2. Этиология речевых нарушений
- 5.3. Клинико-лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений
- 2. Клиническая характеристика речи.
- 5.4. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений
- 5.4. Психологические особенности познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.5. Психологические особенности личностной и эмоционально-личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.6. Понятие о фонетических нарушениях (фн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.7. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии (ффн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.8. Понятие об общем недоразвитии речи (онр). Основные направления логокоррекционной работы
- I уровень речевого развития
- II уровень речевого развития
- III уровень речевого развития
- 5.9. Понятие о заикании. Основные направления логокоррекционной работы
- I. Формирование плавной речи у детей c заиканием:
- III. Психокоррекция личности заикающегося ребенка.
- 5.10. Понятие о дизартрии. Основные направления логокоррекционной работы
- Причины возникновения дизартрии
- Классификация дизартрии
- 5.11. Понятие о ринолалии. Основные направления логокоррекционной работы
- Специфика логопедического обследования при ринолалии
- Методика коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия при ринолалии
- 5.12. Понятие об алалии. Основные направления логокоррекционной работы
- 3. Классификация алалии.
- 4. Специфика логопедического обследования детей с алалией.
- 5. Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению алалии.
- 5.13. Нарушения процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия), их предупреждение у детей дошкольного возраста
- 4. Обогащение словарного запаса:
- 6. Формирование морфологических и синтаксических обобщений.
- 5.14. Организация логокоррекционной работы в дошкольном специальном образовательном учреждении (группе)
- Диагностика речевых нарушений
- 2. Организация логопедической службы
- 2. Профилактическая и консультативная работы
- 3. Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса
- 5.15. Основные цели и задачи психокоррекционной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Методы и приемы коррекции психического развития детей с нарушениями речи
- Раздел 6. Сурдопсихология и сурдопедагогика
- 6.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопсихологии и сурдопедагогики. Связь с другими науками
- 6.2. Исторические аспекты отечественных и зарубежных взглядов на воспитание и обучение детей с нарушениями слуха
- 6.3. Этиология и патогенез нарушений слуха
- 6.5. Специфика развития познавательных процессов детей с нарушениями слуха
- 6.6. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом
- 6.7. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции
- 6.8. Современная система образовательных дошкольных учреждений для детей с нарушенным слухом. Комплектование групп дошкольных учреждений
- 6.9. Особенности организации коррекционной работы в доу для детей с нарушенным слухом
- 6.10. Принципы и методы обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом
- 6.11. Характеристика профессиональной деятельности сурдопедагога доу для детей с нарушениями слуха
- 6.12. Особенности воспитания и обучения детей с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста в семье
- 6.13. Понятие о сложных и множественных нарушениях. Этиология комплексных нарушений. Характеристики групп комплексных нарушений
- 6.14. Особенности организации воспитания и обучения детей со сложными и множественными нарушениями
- Раздел 7. Тифлопсихология и тифлопедагогика
- 7.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нарушением зрения
- 7.2. Проблема компенсации в тифлопсихологии
- 7.3. Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения
- 7.4. Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения
- 7.5. Тифлопедагогика в системе педагогических наук, ее предмет, объект, задачи и методы. Связь с другими науками
- 7.6. Система дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения
- 7.7. Характеристика нарушений зрения у детей
- 7.8. Содержание специальных коррекционных занятий с дошкольниками с нарушениями зрения
- 7.9. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечебно-восстановительной работой
- 7.10. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения
- Раздел 8. Синдром раннего детского аутизма
- 8.1. Синдром раннего детского аутизма (рда) как специфическое нарушение развития. Этиология рда
- 8.2. Дифференциальная диагностика рда
- 8.3. Клинико-психологическая характеристика детей с рда
- 8.4. Нарушение развития системы аффективной организации сознания и поведения у детей с аутизмом
- 8.5. Особенности формирования навыков социального поведения при рда
- 8.6. Клинико-психологическая классификация детей с рда
- 8.7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с рда в раннем и дошкольном возрасте
- 8.8. Коррекционная помощь детям с разными уровнями рда
- 8.9. Комплексная психолого-педагогическая и медицинская помощь детям с рда
- 8.10. Психолого-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с рда
- Раздел 9. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их обучение и воспитание
- 9.1. Изучение и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата как научная проблема
- 9.2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
- 9.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с дцп
- 9.4. Детский церебральный паралич как основное нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Этиология дцп
- 9.5. Классификация форм дцп
- 9.6. Особенности познавательной деятельности с дцп
- 9.7. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников с дцп
- 9.8. Значение семейного воспитания в коррекции развития ребенка с дцп
- 9.9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- 9.10. Задачи и средства физического воспитания дошкольников с дцп
- Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) I-VIII видов