logo
уч

7.6. Система дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения

Для детей с нарушением зрения открыты дифференцирован­ные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах:

В настоящее время существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают в основном дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, воз­можного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных ус­ловий в процессе обучения и воспитания с целью предупрежде­ния появления вторичных отклонений при раннем выявлении глаз­ной патологии, и преодоление, ослабление или устранение недо­статков познавательной деятельности, физических отклонений,некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушени­ем зрения.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобра­зия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития, обусловленных степенью и характером зри­тельного дефекта.

Обучение детей с нарушениями зрения в детском саду осуществляется на занятиях с группой 10 человек слепых и слабовидящих детей или 10—12 детей с косоглазием и амблиопией. Занятия носят фронтальный, подгрупповой или индивидуальный характер.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.

Методы обучения в дошкольных учреждениях строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т. д. В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми.

Правильному развитию ребенка способствует организация пре­емственности между обучением в детском саду и школах-интерна­тах для детей с нарушением зрения, а также между общественным и семейным воспитанием. Важное место в педагогическом процес­се занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы, по развитию и активизации зрения, его охране, а также укреплению общего состояния здоровья.

Детский сад, ясли-сад для детей с косоглазием и амблиопией — специальное учебно-воспитательное учреждение, предназначен­ное для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дош­кольного возраста.

Дошкольные учреждения для детей с косоглазием и амблиопи­ей входят в систему образования и открываются отделами образо­вания совместно с отделами здравоохранения.

Общее педагогическое руководство осуществляется отделами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагает­ся на отделы здравоохранения.

В дошкольные учреждения — ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет.

Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключе­ния и психолого-педагогического обследования психолого-меди­ко-педагогических комиссий.

Основной целью дошкольных учреждений для детей с косогла­зием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям.

Обучение и воспитание включает задачи:

- уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания;

- обеспечение общего уровня развития, воспитания и обучения;

- создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

Консультативные группы для детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные учреждения, возникли как необходимость оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей.

Данные группы создаются как при государственных, так и при общественных, частных и других дошкольных учреждениях.

Комплектование групп осуществляется медико-психолого-пе­дагогическими комиссиями, работающими в системе образования. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного дефекта (нарушения зрения).

Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольного уч­реждения, так и в условиях семьи.

Основной целью консультативных групп является:

- выявление детей с нарушением зрения, не посещающих дош­кольные учреждения и нуждающихся в комплексной медико-психолого-педагогической помощи;

- консультирование родителей в связи со своеобразием, особенностями психофизического развития ребенка и разработка совместно с родителями программы его обучения и воспитания;

- обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей с нарушением зрения в условиях семьи;

- проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присут­ствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении и домашних условиях;

- изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в про­цессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

Консультативные группы устанавливают связь между семьей и другими учреждениями, которые должны оказывать помощь ро­дителям как в настоящий момент, так и в будущем.