2.5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования
Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Важнейшими задачами поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.
Следует помнить, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования.
Лица с нарушениями интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке и освоению профессий, не связанных с интенсивной интеллектуальной деятельностью или со сложными коммуникативными процессами, позволяющих им вести самостоятельный трудовой образ жизни и успешно адаптироваться в обществе.
Глубоко умственно отсталые лица, обучаясь по индивидуальным образовательным программам, осваивают в большей мере соответствующие особенностям их развития программы средового и социального адаптирования (гигиенические и элементарные бытовые навыки, простейшие трудовые навыки).
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Специальное образование человека с ограниченными возможностями - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей.
Существуют образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся, которые называются государственным стандартом общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, или специальным образовательным стандартом. При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
- Введение
- Раздел 1. Специальная психология
- 1.1. Специальная психология как наука. Предмет, объект, отрасли, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами.
- Отрасли специальной психологии:
- С пециальная психология
- 1.2. Исторический обзор развития специальной психологии, современное состояние и приоритетные направления
- Дефектология (устаревшее)
- 1.3. Л.С.Выготский и теоретическикие основы специальной психологии
- 1.4. Современные классификации детей с нарушениями в развитии
- 1.5. Причины дизонтогений
- I.Врожденные аномалии
- 1.6. Психологическая служба в системе специального образования. Цель и задачи деятельности педагога-психолога в доу
- Основные направления деятельности педагога-психолога в специальном учреждении, особенности работы с педагогическим коллективом
- 1.8. Пмпк, ее функции, структура, задачи
- 1.9. Современное понятие психодиагностики. Принципы диагностики. Процедура психологического обследования ребенка
- 1.10. Принципы, содержание и методы организации психологической коррекционно-развивающей работы
- Содержание и методы психокоррекционной работы
- Специфика психокоррекционного процесса
- 1.11. Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению
- 1.12. Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
- Раздел 2. Специальная педагогика
- 2.1. Предмет и понятийно-терминологический аппарат специальной педагогики
- 2.2. Цели и задачи специальной педагогики
- 2.3. Краткая характеристика современной системы специального образования
- 2.4. Международные и отечественные правовые документы
- 2.5. Особые образовательные потребности и содержание специального образования
- 2.6. Принципы специального образования
- 2.7. Методы специального образования
- 2.8. Формы организации специального обучения
- 2.9. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
- Раздел 3. Олигофренопедагогика и олигофренопсихология
- 3.1. Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии
- 3.2. Основные этапы в развитии представлений об умственной отсталости
- 3.3. Понятие умственной отсталости, ее структура
- 3.4. Классификации олигофрений м.С.Певзнер и г.Е.Сухаревой
- 3.5. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
- 3.6. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта
- 3.7. Особенности развития деятельности детей с нарушениями интеллекта
- 3.8. Особенности формирования предпосылок к развитию личности ребенка с нарушениями интеллекта
- 3.9. Особенности организации психолого-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
- 3.10. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта
- 3.11. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта
- 3.12. Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта
- 3.13. Дети с синдромом Дауна
- Раздел 4. Психология детей с задержкой психического развития. Обучение и воспитание детей с зпр
- 4.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии
- 4.2. Исторические аспекты отечественного и зарубежного опыта в исследовании задержки психического развития у детей
- 4.3. Причины возникновения задержки психического развития
- 4.4. Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний
- 4.5. Этиопатогенетическая классификация зпр к.С. Лебединской
- 4.6. Психолого-педагогические особенности и задачи коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Концепция коррекционно-развивающего обучения
- Специфика развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития
- Проблема задержки психического развития в контексте трудностей в обучении
- Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
- 4.10. Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными потребностями: специальные классы в массовых образовательных школах
- Раздел 5. Логопсихология и логопедагогика
- 5.1. Логопедагогика как отрасль специальной педагогики. Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики. Междисциплинарные связи. Актуальные проблемы современной логопедагогики
- 5.2. Этиология речевых нарушений
- 5.3. Клинико-лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений
- 2. Клиническая характеристика речи.
- 5.4. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений
- 5.4. Психологические особенности познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.5. Психологические особенности личностной и эмоционально-личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
- 5.6. Понятие о фонетических нарушениях (фн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.7. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии (ффн). Основные направления логокоррекционной работы
- 5.8. Понятие об общем недоразвитии речи (онр). Основные направления логокоррекционной работы
- I уровень речевого развития
- II уровень речевого развития
- III уровень речевого развития
- 5.9. Понятие о заикании. Основные направления логокоррекционной работы
- I. Формирование плавной речи у детей c заиканием:
- III. Психокоррекция личности заикающегося ребенка.
- 5.10. Понятие о дизартрии. Основные направления логокоррекционной работы
- Причины возникновения дизартрии
- Классификация дизартрии
- 5.11. Понятие о ринолалии. Основные направления логокоррекционной работы
- Специфика логопедического обследования при ринолалии
- Методика коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия при ринолалии
- 5.12. Понятие об алалии. Основные направления логокоррекционной работы
- 3. Классификация алалии.
- 4. Специфика логопедического обследования детей с алалией.
- 5. Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению алалии.
- 5.13. Нарушения процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия), их предупреждение у детей дошкольного возраста
- 4. Обогащение словарного запаса:
- 6. Формирование морфологических и синтаксических обобщений.
- 5.14. Организация логокоррекционной работы в дошкольном специальном образовательном учреждении (группе)
- Диагностика речевых нарушений
- 2. Организация логопедической службы
- 2. Профилактическая и консультативная работы
- 3. Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса
- 5.15. Основные цели и задачи психокоррекционной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Методы и приемы коррекции психического развития детей с нарушениями речи
- Раздел 6. Сурдопсихология и сурдопедагогика
- 6.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопсихологии и сурдопедагогики. Связь с другими науками
- 6.2. Исторические аспекты отечественных и зарубежных взглядов на воспитание и обучение детей с нарушениями слуха
- 6.3. Этиология и патогенез нарушений слуха
- 6.5. Специфика развития познавательных процессов детей с нарушениями слуха
- 6.6. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом
- 6.7. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции
- 6.8. Современная система образовательных дошкольных учреждений для детей с нарушенным слухом. Комплектование групп дошкольных учреждений
- 6.9. Особенности организации коррекционной работы в доу для детей с нарушенным слухом
- 6.10. Принципы и методы обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом
- 6.11. Характеристика профессиональной деятельности сурдопедагога доу для детей с нарушениями слуха
- 6.12. Особенности воспитания и обучения детей с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста в семье
- 6.13. Понятие о сложных и множественных нарушениях. Этиология комплексных нарушений. Характеристики групп комплексных нарушений
- 6.14. Особенности организации воспитания и обучения детей со сложными и множественными нарушениями
- Раздел 7. Тифлопсихология и тифлопедагогика
- 7.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нарушением зрения
- 7.2. Проблема компенсации в тифлопсихологии
- 7.3. Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения
- 7.4. Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения
- 7.5. Тифлопедагогика в системе педагогических наук, ее предмет, объект, задачи и методы. Связь с другими науками
- 7.6. Система дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения
- 7.7. Характеристика нарушений зрения у детей
- 7.8. Содержание специальных коррекционных занятий с дошкольниками с нарушениями зрения
- 7.9. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечебно-восстановительной работой
- 7.10. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения
- Раздел 8. Синдром раннего детского аутизма
- 8.1. Синдром раннего детского аутизма (рда) как специфическое нарушение развития. Этиология рда
- 8.2. Дифференциальная диагностика рда
- 8.3. Клинико-психологическая характеристика детей с рда
- 8.4. Нарушение развития системы аффективной организации сознания и поведения у детей с аутизмом
- 8.5. Особенности формирования навыков социального поведения при рда
- 8.6. Клинико-психологическая классификация детей с рда
- 8.7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с рда в раннем и дошкольном возрасте
- 8.8. Коррекционная помощь детям с разными уровнями рда
- 8.9. Комплексная психолого-педагогическая и медицинская помощь детям с рда
- 8.10. Психолого-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с рда
- Раздел 9. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их обучение и воспитание
- 9.1. Изучение и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата как научная проблема
- 9.2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
- 9.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с дцп
- 9.4. Детский церебральный паралич как основное нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Этиология дцп
- 9.5. Классификация форм дцп
- 9.6. Особенности познавательной деятельности с дцп
- 9.7. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников с дцп
- 9.8. Значение семейного воспитания в коррекции развития ребенка с дцп
- 9.9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- 9.10. Задачи и средства физического воспитания дошкольников с дцп
- Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) I-VIII видов