3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
Эпоха модерна и связанные с нею процессы омассовления образования предопределили переход от вариативных принципов отбора содержания – к разработке системы государственного нормирования и управления содержанием образования. Исторически первичной формой определения и контроля содержания стал учебник, представлявший собой упорядоченный текст, подлежащий последовательному изучению и усвоению. Впоследствии были созданы типовые учебные программы, в которых указывались временные рамки обучения, определялись цели обучения, содержались указания на используемые методы и формы работы. Еще позднее возникают учебные планы, в которых определяется общий объем часов на изучение всех предметов и их распределение по отдельным предметам и темам. Наконец, на рубеже 80-ых и 90-ых годов XX века в качестве универсального регулятора содержания образования был признан государственный образовательный стандарт (ГОС).
Появление ГОС обусловлено тенденциями либерализации и демократизации образовательной деятельности, и представляет собой контракт между государством, обществом и личностью, воплощая минимум содержания образования, который должен быть освоен каждым, получающим образование соответствующего уровня и профиля (стандарт общего образования – для всех граждан России). В дополнение к государственному стандарту (его федеральному компоненту), регионы и вузы могут вводить свои требования к содержанию и результатам образования, кроме того, сам обучающийся имеет возможность получить дополнительное образование по выбору.
В основе всех основных образовательных программ (в том числе, начального общего и профессионального, основного общего, среднего общего и профессионального, а также высшего профессионального образования) находятся государственные образовательные стандарты. Разработку ГОС организует Министерство образования и науки с привлечением заинтересованных государственно-общественных объединений, научно-образовательных учреждений и др. Помимо участия в разработке проектов стандартов, государственно-общественные объединения и независимые организации (объединения работодателей, профессиональные сообщества) участвуют в экспертизе проектов стандартов.
Работа по созданию современного стандарта общего образования – представляется важнейшим и, одновременно, наиболее сложным направлением государственной образовательной политики. Этот процесс был начат еще в середине 90-ых годов XX века, когда был осуществлен эксперимент по разработке и апробации Временных государственных образовательных стандартов. Начиная с 1998 года, в общем образовании стали функционировать «Минимальные обязательные требования к целям и содержанию обучения», которые, однако, не имели статуса государственного закона. Разработанный «Стандарт первого поколения» был утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ в 2004 году, а уже в 2005 году началась разработка «Стандарта второго поколения».
Современная Концепция Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарты по отдельным уровням образования, предметам и образовательным областям только разрабатываются) предусматривает исполнение пяти основных функций: обеспечение конституционного права на полноценное общее образование, сохранение единства образовательного пространства России, обеспечение преемственности образовательных программ начального, основного общего и полного среднего образования, критериально-оценочная функция (создание критериев и инструментов контроля качества образования); гуманизация образования и создание условий для развития каждой личности. Для этого, стандарт должен концептуальной основой для разработки всей совокупности нормативов образования, включая:
примерные основные образовательные программы (по ступеням и по образовательным областям);
базисный учебный план (по ступеням образования);
примерные программы по учебным предметам;
положения о системе оценки содержания и качества подготовки обучающихся;
порядок экспертизы учебников, учебного оборудования, средств обучения;
порядок аттестации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений;
порядок аттестации и повышения квалификации педагогических работников;
нормативы финансирования образовательных учреждений и оплаты труда.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) начали внедряться еще в середине 90-ых годов XX века, а на сегодняшний момент разрабатываются ГОС ВПО третьего поколения. ГОС ВПО дифференцируются по уровням (бакалавриат – 4-летняя программа подготовки, специалитет – 5-летняя программа подготовки, магистратура – 6 (4+2) летняя программа подготовки). Другим классификационным признаком ГОС ВПО являются направления подготовки (образующиеся на основе общих для бакалавров, специалистов и магистров фундаментальных принципов подготовки) и профили (характерные для определенной профессии и проявляющиеся в содержании подготовки).
Методологической основой ГОС ВПО «третьего поколения» является компетентностный подход, в соответствии с которым, приоритетной целью образования на всех уровнях становится формирование компетенций, т.е. готовности к успешной деятельности (умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно осуществлять поиск информации, принимать на себя ответственность и др.). Для этого содержание профессионального образования делится по циклам (цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин; цикл естественнонаучных и математических дисциплин и циклы общепрофессиональной и профильной подготовки).
Кроме того, компетентностный подход связан с выделением внутри каждого курса структурных единиц – модулей, изучение которых завершается промежуточной аттестацией и свидетельствует о достижении студентом поставленных целей. Все модули оцениваются зачетными единицами, т.е. усредненными характеристиками трудозатрат студента, необходимыми для овладения модулем. В среднем, считается, что зачетная единица (ее называют кредитом) соответствует 36 часам академической деятельности (из них 18 – аудиторных, 18 – самостоятельных). Образовательная программа подготовки бакалавра предполагает получение 240 кредитов, специалиста – 300, а магистра – 360 (из них 240 в рамках подготовки бакалавра и 120 – собственно магистратура).
В ГОС ВПО формулируются общие требования к правам и обязанностям, как вуза, так и студента, т.е. совокупности всех нормативных условий, которые делают реализацию стандарта возможной. При этом акцент делается на академических свободах (право вуза устанавливать свою номенклатуру предметов, право студента выбирать свою образовательную траекторию), а также ресурсная база – кадровое, информационное, учебное и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8