logo
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.

Эпоха модерна и связанные с нею процессы омассовления образования предопределили переход от вариативных принципов отбора содержания – к разработке системы государственного нормирования и управления содержанием образования. Исторически первичной формой определения и контроля содержания стал учебник, представлявший собой упорядоченный текст, подлежащий последовательному изучению и усвоению. Впоследствии были созданы типовые учебные программы, в которых указывались временные рамки обучения, определялись цели обучения, содержались указания на используемые методы и формы работы. Еще позднее возникают учебные планы, в которых определяется общий объем часов на изучение всех предметов и их распределение по отдельным предметам и темам. Наконец, на рубеже 80-ых и 90-ых годов XX века в качестве универсального регулятора содержания образования был признан государственный образовательный стандарт (ГОС).

Появление ГОС обусловлено тенденциями либерализации и демократизации образовательной деятельности, и представляет собой контракт между государством, обществом и личностью, воплощая минимум содержания образования, который должен быть освоен каждым, получающим образование соответствующего уровня и профиля (стандарт общего образования – для всех граждан России). В дополнение к государственному стандарту (его федеральному компоненту), регионы и вузы могут вводить свои требования к содержанию и результатам образования, кроме того, сам обучающийся имеет возможность получить дополнительное образование по выбору.

В основе всех основных образовательных программ (в том числе, начального общего и профессионального, основного общего, среднего общего и профессионального, а также высшего профессионального образования) находятся государственные образовательные стандарты. Разработку ГОС организует Министерство образования и науки с привлечением заинтересованных государственно-общественных объединений, научно-образовательных учреждений и др. Помимо участия в разработке проектов стандартов, государственно-общественные объединения и независимые организации (объединения работодателей, профессиональные сообщества) участвуют в экспертизе проектов стандартов.

Работа по созданию современного стандарта общего образования – представляется важнейшим и, одновременно, наиболее сложным направлением государственной образовательной политики. Этот процесс был начат еще в середине 90-ых годов XX века, когда был осуществлен эксперимент по разработке и апробации Временных государственных образовательных стандартов. Начиная с 1998 года, в общем образовании стали функционировать «Минимальные обязательные требования к целям и содержанию обучения», которые, однако, не имели статуса государственного закона. Разработанный «Стандарт первого поколения» был утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ в 2004 году, а уже в 2005 году началась разработка «Стандарта второго поколения».

Современная Концепция Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарты по отдельным уровням образования, предметам и образовательным областям только разрабатываются) предусматривает исполнение пяти основных функций: обеспечение конституционного права на полноценное общее образование, сохранение единства образовательного пространства России, обеспечение преемственности образовательных программ начального, основного общего и полного среднего образования, критериально-оценочная функция (создание критериев и инструментов контроля качества образования); гуманизация образования и создание условий для развития каждой личности. Для этого, стандарт должен концептуальной основой для разработки всей совокупности нормативов образования, включая:

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) начали внедряться еще в середине 90-ых годов XX века, а на сегодняшний момент разрабатываются ГОС ВПО третьего поколения. ГОС ВПО дифференцируются по уровням (бакалавриат – 4-летняя программа подготовки, специалитет – 5-летняя программа подготовки, магистратура – 6 (4+2) летняя программа подготовки). Другим классификационным признаком ГОС ВПО являются направления подготовки (образующиеся на основе общих для бакалавров, специалистов и магистров фундаментальных принципов подготовки) и профили (характерные для определенной профессии и проявляющиеся в содержании подготовки).

Методологической основой ГОС ВПО «третьего поколения» является компетентностный подход, в соответствии с которым, приоритетной целью образования на всех уровнях становится формирование компетенций, т.е. готовности к успешной деятельности (умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно осуществлять поиск информации, принимать на себя ответственность и др.). Для этого содержание профессионального образования делится по циклам (цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин; цикл естественнонаучных и математических дисциплин и циклы общепрофессиональной и профильной подготовки).

Кроме того, компетентностный подход связан с выделением внутри каждого курса структурных единиц – модулей, изучение которых завершается промежуточной аттестацией и свидетельствует о достижении студентом поставленных целей. Все модули оцениваются зачетными единицами, т.е. усредненными характеристиками трудозатрат студента, необходимыми для овладения модулем. В среднем, считается, что зачетная единица (ее называют кредитом) соответствует 36 часам академической деятельности (из них 18 – аудиторных, 18 – самостоятельных). Образовательная программа подготовки бакалавра предполагает получение 240 кредитов, специалиста – 300, а магистра – 360 (из них 240 в рамках подготовки бакалавра и 120 – собственно магистратура).

В ГОС ВПО формулируются общие требования к правам и обязанностям, как вуза, так и студента, т.е. совокупности всех нормативных условий, которые делают реализацию стандарта возможной. При этом акцент делается на академических свободах (право вуза устанавливать свою номенклатуру предметов, право студента выбирать свою образовательную траекторию), а также ресурсная база – кадровое, информационное, учебное и материально-техническое обеспечение учебного процесса.