5. Сущность образования.
Категория «образования» в современной культуре функционирует в качестве синтетического результата длительного обучения, воспитания, развития, социализации и пр. Между тем, по мнению Х.-Г.Гадамера, современный смысл слова возникает лишь у Гегеля: еще Кант предпочитает говорить о «культуре способностей» и связанных с этим понятиях «образца» (Vorbild), «отображения» (Abbild), «отраженного образа» (Gegenbild) и пр. Начиная с Гегеля, под образованием (Ausbildung), помимо обретения индивидуального образа, понимают «сущность человеческой разумности», проявляющейся в восхождении от частных (эмпирических, практических) знаний о мире – к целостному философско-теоретическому мировоззрению и миропониманию. В этом отношении, философская идея образования наследует древнегреческой пайдейе, имеющей смысл принципа воспитания души, и средневековой идее учености, как способности ума различать истину и ложь, и новоевропейской идее опыта, как переживания причастного миру и действующего сознания. Естественно, что и в педагогических категориях, образование рассматривается как предельное обобщение всех человеческих усилий по утверждению собственного бытия.
Категория образования не допускает одномерного и исчерпывающего определения. В этой связи, значимым является диалектическое понимание образования через противоположные категории. Так, с одной стороны, основу образования составляют гуманитарные ценности Истины, Культуры, Знания. С другой стороны, образование – невозможно без их преобразования. Диалектика образования раскрывается в отношениях:
традиции (образование опирается на существующую гуманитарную традицию, ее сохранение и удержание) и открытости (образование возможно, поскольку оно открыто новому знанию и опыту);
явления (образование всегда оформлено, представлено содержанием и методом) и сущности («образование это то, что останется, когда забыто все, чему учили в школе»);
личности (образование – есть достояние, в значительной степени, определяющее ценность человека) и культуры (образование есть присущая культуре способность к самоизменению, новообразованиям, и, в этом отношении, образование не принадлежит никому).
В отечественной педагогике, представление об образовании нередко рассматривается как ценность и результат, а сам процесс получения образования связывается с обучением и воспитанием. Чаще всего, категория образования используется в одном из трех смыслов:
образование как система, т.е. совокупность управляемых государством образовательных учреждений, реализующихся в них образовательных программ и учреждений управления образования;
образование как процесс, в котором личность и культура развиваются, непрерывно изменяя и совершенствуя себя;
образование как результат, представляющее собой совокупность измеримых показателей (знаний, умений, компетенций, опыта).
-
Содержание
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8