4. Понятие о методе обучения.
Исторически понятие метода было введено Аристотелем и развито Декартом в качестве обобщенного правила рассуждения (не принимать за истину ничего из того, что не является очевидным, делить каждую трудность на столько частей, чтобы каждая оказалась разрешимой, расположение мыслей в определенной последовательности и др.). Таким образом, метод в философском смысле – не алгоритм действия (это значение возникает несколько позже), сколько ситуация и результат планирования и рефлексии действия. Педагогическое понятие метода определяется, как способ достижения заранее поставленных педагогических целей. Соответственно, в нем акцентируется деятельностный (в противовес интеллектуальному), проектный (метод не возникает, но избирается и осуществляется) и коммуникативный (в реализации метода участвует несколько субъектов) аспекты.
С теоретической точки зрения, метод представляет собой воплощение педагогического процесса, с точки зрения частных методик, метод представляет совокупность педагогических приемов и учебных действий. В современной педагогике существует множество классификаций методов, отличающихся классификационными признаками. В их числе классификации методов обучения:
по основному источнику информации (словесные, наглядные, практические);
по месту в педагогическом процессе (методы мотивации и организации учебной деятельности, методы объяснения нового материала, методы закрепления и практической отработки знаний, методы обобщений и повторения, методы контроля результатов учебного процесса);
по уровню и характеру учебно-познавательной деятельности (информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские);
по организации взаимодействия (пассивные – основным организатором и субъектом выступает учитель; активные – предполагающие активную роль учащихся во взаимодействии с учителем; интерактивные – предполагающие взаимодействие учащихся и преподавателя).
В педагогике также существуют многообразные классификации методов воспитания:
по предмету и методу воспитательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского): методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций); методы стимулирования поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание); методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы).
по месту метода в деятельности ребенка (классификация Т.Е.Конникова-Г.И.Щукиной): методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности.
по преобладающему средству воспитания (классификация В.А.Караковского): воспитание словом; воспитание ситуацией; воспитание делом; воспитание игрой; воспитание общением; воспитание отношениями.
В современной педагогике методы рассматриваются в качестве элементов сложных систем, включающих цели обучения, воспитания и развитие, содержание, организационную модель взаимодействия, средства и способы управления педагогическим процессом (так называемые, педагогические или образовательные технологии). Приведем краткие описания наиболее популярных современных педагогических технологий (отметим, что часто за ними сохраняется традиционное наименование метода, хотя структурно они оформлены именно как технологии):
Тренинги. Основу тренингов составляет отработка практических умений и навыков. В контексте гуманитарного и социально-экономического (в том числе, педагогического) образования, особую роль имеют тренинги общения, профессионального поведения, самопрезентации и пр.
Творческие методы. Особенностью творческих методов является производство учащимся нового продукта (а не воспроизведение уже известной информации). В основе творческого метода – творческое задание, т.е. описание ситуации и вопроса, не имеющее однозначного решения, являющееся значимым для учащихся, вызывающим интерес и соответствующее целям обучения.
Групповые методы. Задание дается не одному ученику, но группе (как правило, от 2 до 5 человек), каждый из участников которой выполняет определенную роль. Использование метода предполагает создание достаточно четких инструкций для каждого, а также – постоянную готовность учителя корректировать процесс.
Игровые методы обучения. В системе гуманитарного и социально-экономического образования популярны деловые и ролевые игры, позволяющие моделировать процесс деятельности и взаимодействия субъектов с различными интересами. Характерными особенностями игровых методов являются: сочетание четкого планирования игры и направляющего воздействия учителя и относительной свободы (в рамках правил) учащегося, конкуренция между учащимися, наличие положительного эмоционального фона, высокий уровень активности и интерактивности.
Метод «мозгового штурма» (brainstorming) – активный методы обучения, при котором участники в течение ограниченного времени должны высказать как можно большее количество идей, относящихся к решению проблемы. Особую роль играет установка на поощрение всех высказываний (в особенности, абсурдных), запрет на критику и взаимное оценивание в процессе штурма. По окончании этапа генерации идей, производится их комплексная оценка и отбор. Разновидностью метода мозгового штурма является метод синектики, при котором идеи излагаются в виде метафор и аналогий.
Метод «учение через обучение» (от немецкого Lernen durch Lehren) – методика обучения, при котором обучение происходит в процессе передачи своих знаний – одноклассникам или младшим школьникам. Для этого, «старшие ученики», объединенные в группы готовят урок или его фрагмент, находя, обобщая и систематизируя необходимый материал.
Проектные методы обучения. Класс делится на группы, каждая из которых работает над проектом, заданным некоторой темой и предполагаемым результатом (выпуск газеты, театральная постановка, написание учебника, подготовка к олимпиаде и др.). Роль учителя заключается в стимулировании проектной деятельности, помощи в налаживании взаимодействия, оценке и самооценке.
Диалогические и дискуссионные методы обучения. Включают совокупность методов и подходов, предполагающих постоянное речевое взаимодействие учителя и учащихся. Прототипами методов обучения являются различного рода социокультурные и исторические феномены: сократическая беседа, опрос экспертов, ток-шоу, предвыборные дебаты, научный симпозиум (панельная дискуссия) и пр. Использование диалогических и дискуссионных методов обусловлено высоким уровнем мотивации и учебной активности участников, а также высоким уровнем педагогической культуры преподавателя, его готовностью разрешать возникающие конфликты.
Case-study (дословно – «исследование случая»). Один из современных методов обучения в системе профессионального образования: ориентирован на исследование реальных ситуаций и выработку оптимальных решений. Цель метода – в приобретении опыта сбора и анализа информации, выявлении проблем, нахождении и обсуждении альтернативных стратегий их решения.
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8