3. Основы классической педагогической теории.
Классическая педагогическая теория разрабатывалась многими поколениями философов, психологов, теоретиков и практиков обучения на протяжении двух столетий (вторая половина XVIII века – первая половина XX века), что предопределяет множественность подходов, проблем в связи с решением тех или иных проблем. Наиболее известный вариант классической педагогической теории известен под названием «ассоциативно-рефлекторная теория» (АРТ).
Психологическую основу АРТ составляют два взаимодействующих и взаимопроникающих механизма формирования человеческой психики: ассоциативный, обеспечивающий формирование сложных представлений – из простых, путем наложения и сочетания последних; и рефлексивный – обеспечивающий формирование устойчивых нервно-мышечных образований (рефлексов) в ходе многократных повторов действия. Несмотря на то, что указанные психические механизмы не специфичны для процессов обучения или воспитания и могут рассматриваться в контексте целостного педагогического процесса, как правило, классическая педагогическая теория формулируется в связи с процессом обучения.
Обобщенной целью обучения в АРТ является формирование предметных знаний, умений и навыков (ЗУН), а условиями результативности процесса является интеллектуальная активность учащихся, формирование позитивного отношения к обучению (мотивации), обеспечение доступности, последовательности и практической направленности процесса обучения. АРТ интегрирует наиболее распространенные педагогические принципы: доступности, наглядности, последовательности, системности знаний и систематичности процесса обучения, связи обучения с жизнью и др.
Педагогический процесс в АРТ распадается на совокупность повторяющихся модулей, внутри каждого из которых, выделяется повторяющиеся этапы-стадии.
Восприятие учебного материала. Учитель объясняет теоретический материал, а учащиеся воспринимают и запоминают его. Результативность этого этапа тем выше, чем большее количество органов чувств (зрение, слух, движение) участвуют в восприятии.
Осмысление учебного материала. Вновь изучаемый материал при этом сопрягается с уже имеющимися знаниями, практическими задачами, примерами из жизни, выявляется его логическая структура, актуальность и значимость.
Закрепление и запоминание материала. Закрепление связано с повторением материала, ответами учащихся на вопросы учителя, взаимным контролем усвоения в парах, составлением конспектов.
Практическая отработка материала. На этом этапе учащиеся самостоятельно решают задачи, выполняют упражнения, разрабатывают проекты и создают творческие работы.
Контроль. Завершающий этап обучения связан с проведением самостоятельных, контрольных работ, организацией защит проектов, зачетными и экзаменационными формами контроля.
Несмотря на достаточно серьезную традицию критики АРТ в психолого-педагогической литературе, именно эта теория составляет до сих пор идейную основу большинства педагогических процессов. Более того, сегодняшние варианты модульного обучения, весьма распространенного в высшей школе, также имеют в своей основе АРТ.
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8