10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
Кардинальные изменения образовательной среды и социокультурного контекста в России и мире в последние десятилетия обусловили соответствующие изменения в педагогической науке, ее проблематике, организации исследовательской деятельности, а также – в институциональной структуре. В качестве оснований современных педагогических исследований, следует отметить:
Утверждение категории образования, как объекта педагогических и межпредметных исследований. Во избежание терминологической путаницы, современное понятие образования включает все процессы обучения (школьное образование), воспитания (нравственное, гражданское, трудовое и пр.), социализации (неформальное и информальное образование).
Сочетание централизации и децентрализации педагогической науки. Наряду с традиционной организацией педагогической науки в системе Российской Академии образования (РАО), педагогические исследования осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня и типа (вузах, школах).
Интеграция исследовательской и проектной (инновационной) деятельности. Педагогические исследования предпринимаются для совершенствования существующей образовательной практики. В современных условиях, это означает включение исследовательской деятельности в качестве компонента инновационных проектов.
Ниже мы представим основные направления научно-педагогических исследований в России (по материалам РАО):
Развитие педагогической науки в обновляемом социуме. Предмет исследования – перспективные модели взаимодействия учреждений науки, образования, управления образованием, соотношение инвариантных и вариативных компонентов образования, стратегия модернизация отечественного образования, междисциплинарные связи педагогики с другими науками.
Теоретико-методологические основы проектирования системы управления образованием. Предмет исследования – современные правовые, социально-экономические и организационные аспекты управления функционированием и развитием образования, условия реализации инновационных процессов, модели и технологии оценки качества образования, профессиональная компетентность управленцев.
Социокультурные проблемы современного образования. Предмет исследования – комплексный анализ образования, как социокультурного феномена, возможности диалога культур в образовательном и воспитательном пространстве, возможности влияния образования на развитие социальной среды, изменения социально-образовательной среды в последние десятилетия.
Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания образования. Предмет исследования – опыт непрерывного образования, тенденции развития содержания разных предметных областей, психолого-педагогические аспекты формирования содержания образования для разных возрастов.
Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене. Предмет исследования – методология модернизации образования, роль и статус неформального образования, разработка систем оценки качества образования.
Научное обеспечение модернизации профессионального образования. Предмет исследования – содержание, технологии, направления модернизации профессионального образования в современной России, государственно-общественное партнерство в разработке профессиональных образовательных стандартов, формировании образовательного заказа и аттестации выпускников, психолого-педагогические основы профессионального образования.
Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях. Предмет исследования – информатизация образования, методология разработки и оценки качества информационно-образовательных технологий, возможности информационно-коммуникативной среды, подготовка кадров информатизации образования.
Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества. Предмет исследования – состояние и тенденции сознания молодежи и подростков в современном обществе, проблемы гражданского, профессионального, духовно-нравственного взросления детей и подростков, этнопедагогический компонент воспитания, особенности и условия современного семейного воспитания.
Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях. Предмет исследования – становление человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, психолого-педагогические особенности различных этапов взросления, факторы и особенности взросления в современной социокультурной ситуации, технологии психолого-педагогического сопровождения процессов взросления.
Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонения в психическом развитии ребенка. Предмет исследования – особенности развития детей с физическими и психическими патологиями, факторы компенсации и коррекции недостатков, организация специализированной помощи и адаптации детей с проблемами развития.
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8