logo
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

10. Проблемное поле современных педагогических исследований.

Кардинальные изменения образовательной среды и социокультурного контекста в России и мире в последние десятилетия обусловили соответствующие изменения в педагогической науке, ее проблематике, организации исследовательской деятельности, а также – в институциональной структуре. В качестве оснований современных педагогических исследований, следует отметить:

  1. Утверждение категории образования, как объекта педагогических и межпредметных исследований. Во избежание терминологической путаницы, современное понятие образования включает все процессы обучения (школьное образование), воспитания (нравственное, гражданское, трудовое и пр.), социализации (неформальное и информальное образование).

  2. Сочетание централизации и децентрализации педагогической науки. Наряду с традиционной организацией педагогической науки в системе Российской Академии образования (РАО), педагогические исследования осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня и типа (вузах, школах).

  3. Интеграция исследовательской и проектной (инновационной) деятельности. Педагогические исследования предпринимаются для совершенствования существующей образовательной практики. В современных условиях, это означает включение исследовательской деятельности в качестве компонента инновационных проектов.

Ниже мы представим основные направления научно-педагогических исследований в России (по материалам РАО):

    1. Развитие педагогической науки в обновляемом социуме. Предмет исследования – перспективные модели взаимодействия учреждений науки, образования, управления образованием, соотношение инвариантных и вариативных компонентов образования, стратегия модернизация отечественного образования, междисциплинарные связи педагогики с другими науками.

    2. Теоретико-методологические основы проектирования системы управления образованием. Предмет исследования – современные правовые, социально-экономические и организационные аспекты управления функционированием и развитием образования, условия реализации инновационных процессов, модели и технологии оценки качества образования, профессиональная компетентность управленцев.

    3. Социокультурные проблемы современного образования. Предмет исследования – комплексный анализ образования, как социокультурного феномена, возможности диалога культур в образовательном и воспитательном пространстве, возможности влияния образования на развитие социальной среды, изменения социально-образовательной среды в последние десятилетия.

    4. Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания образования. Предмет исследования – опыт непрерывного образования, тенденции развития содержания разных предметных областей, психолого-педагогические аспекты формирования содержания образования для разных возрастов.

    5. Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене. Предмет исследования – методология модернизации образования, роль и статус неформального образования, разработка систем оценки качества образования.

    6. Научное обеспечение модернизации профессионального образования. Предмет исследования – содержание, технологии, направления модернизации профессионального образования в современной России, государственно-общественное партнерство в разработке профессиональных образовательных стандартов, формировании образовательного заказа и аттестации выпускников, психолого-педагогические основы профессионального образования.

    7. Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях. Предмет исследования – информатизация образования, методология разработки и оценки качества информационно-образовательных технологий, возможности информационно-коммуникативной среды, подготовка кадров информатизации образования.

    8. Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества. Предмет исследования – состояние и тенденции сознания молодежи и подростков в современном обществе, проблемы гражданского, профессионального, духовно-нравственного взросления детей и подростков, этнопедагогический компонент воспитания, особенности и условия современного семейного воспитания.

    9. Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях. Предмет исследования – становление человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, психолого-педагогические особенности различных этапов взросления, факторы и особенности взросления в современной социокультурной ситуации, технологии психолого-педагогического сопровождения процессов взросления.

    10. Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонения в психическом развитии ребенка. Предмет исследования – особенности развития детей с физическими и психическими патологиями, факторы компенсации и коррекции недостатков, организация специализированной помощи и адаптации детей с проблемами развития.