Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
Приоритетом компетентностно-ориентированного обучения является взаимодействие между студентами на семинарских и практических занятиях, приобретению опыта совместной деятельности по решению проблем, в то время как подготовка к семинарам уходит на второй план. Более значительным фактором успешности обучения становится качество взаимодействия и деятельности всех участников семинара или практикума. Наиболее целесообразно применение следующих методов и форм:
Учебная презентация.
Один из основных методов обучения на семинарах: студенты готовят сообщения и раздаточный материал по проблемам (для этого можно выбрать вопросы для самостоятельной работы и вопросы после лекций). Оптимальным представляется использование компьютерной техники и выполнение презентаций с использованием программы PowerPoint. После сообщения (не более 20 – 25 минут) с иллюстрациями, в течение которых студент должен обозначить контекст возникновения проблемы и общие подходы к ее решению.
Учебная дискуссия.
Основное условие организации учебной дискуссии – деление учебной группы на небольшие группы от 4 до 10 человек. Вначале, преподаватель формулирует некоторую проблему или высказывание (тезис), по поводу которого необходимо привести аргументы или варианты решений. Могут приводиться не только логические аргументы, но и ассоциативные суждения, образные представления. Важное условие успешности учебной дискуссии – периодические интервенции (постановка дополнительных вопросов, предложение альтернатив и пр.) и мониторинг со стороны преподавателя. Вопрос о необходимости подведения единых итогов является дискуссионным, в то же время, желательна фиксация в обозримом виде некоторых опорных точек дискуссии и высказанных идей и представлений.
Структурирование учебной информации (групповое проектирование).
Метод тесно связан с методом учебной дискуссии, однако предполагает предварительное определение результата обсуждение. В этом качестве могут выступить схемы-коллажи (листы с опорными сигналами по изученным темам); таблицы, графы-схемы, тематические подборки информации. Для этого, группам студентов предоставляются разного рода учебные или научные материалы, макеты возможного результата (структуры, схемы, последовательности, причинно-следственные конструкты, дескрипторы). В случае если в аудитории доступен Интернет, задание может быть связано с коллективной разработкой презентации, при этом, активизируется поиск материалов в сети, их обработка, оценка и компоновка.
Взаимное обучение («учение через обучение»).
Специфика применения этого метода в системе педагогического образования заключается в том, что сами студенты под руководством преподавателя/самостоятельно разрабатывают дидактические материалы, макеты отдельных этапов образовательного процесса и практически их реализовывать. В основе применения метода – постановка достаточно сложной преподавательской проблемы («Создание дидактического обеспечения изучения темы», «Создание и апробация плана семинарского занятия») и избыточного объема информации, как на бумажных, так и на электронных носителях. Использование метода эффективно только при условиях непосредственного визуального контакта между всеми участниками и отсутствия разделяющих предметов (столов, стульев). Кроме того, следует иметь в виду, что большое количество времени будет тратиться на самоорганизацию группы, а отсутствие видимых результатов может приводить к росту конфликтности. Преподаватель не должен без особой необходимости вмешиваться в этот процесс, но стимулировать коммуникацию, уважительную критику и самокритику, а также – информационные «вбросы».
Case-study (исследование случаев, исследовательские семинары, сессии по поиску решений проблем).
Основу метода составляет процесс принятия решения в сложной многофакторной ситуации, требующей анализа информации, выявления проблем, оценки альтернатив и формирование программы действий. Успешное применение метода обусловлено наличием достаточного количества информации, относящейся к исследуемой проблеме, предварительное позиционирование участников, а также – предварительной разработке итоговых (отчетных) форм. В качестве элементов case-study могут использоваться задания по разработке и апробации диагностических методик, а результаты представляться в виде коллективного отчета, эссе, научных докладов и статей.
Лабораторная (практическая) работа.
Специфика лабораторных (практических) работ состоит в решении поставленной преподавателем задачи получении некоторой новой информации, возникающей как результат выполнения сложной совокупности действий (алгоритма). Рекомендуется использовать приведенные в тексте пособия задания для лабораторных работ в качестве ориентировочных основ для создания полных описаний лабораторных работ, которые должны включать:
наименование и цель работы;
формулировка задания;
алгоритм выполнения работы и методические рекомендации;
требования и правила оформления работы;
контрольные вопросы и задания;
критерии оценки и проверки.
Подведение итогов семинара или практикума.
В завершении семинара, обязательна групповая и индивидуально-личностная рефлексия полученных результатов. Для этого оценивается степень соответствия достигнутых результатов поставленным целям, деятельность всех участников семинара, а также – получение новых знаний.
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8