logo
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.

Большинство перечисленных выше категорий (обучение, воспитание, образование) закрепились в педагогике (философии образования) еще в XVI – XVIII веках. В конце XVIII века под влиянием философских трудов Канта, Фихте, Гегеля и педагогических трудов Песталоцци и И.Ф.Гербарта, в педагогике укореняется категория развития, под которым понимается вся совокупность количественных (рост) и качественных (перестройка) изменений, происходящих в организме (равно как и сознании, поведении, личности) человека на всем протяжении его жизни. Условиями развития является как удовлетворение физиологических потребностей (еда, питье, сон), так и специфически гуманитарные феномены: общение, совместная и самостоятельная деятельность, творчество, обучение и воспитание. В результате дальнейших исследований были выявлены такие характеристики развития, как сочетание прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, реконструктивный характер изменений и пр.

С начала XIX века в педагогику начинают проникать категории активно развивающихся социально-гуманитарных наук: философии (бытие, становление), психологии (индивидуальность, личность), социологии (социализация, инкультурация). Это, в свою очередь, потребовало переосмысления основных категорий педагогики и уточнения соотношений между ними.

Так, в советской педагогике (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ю.К.Бабанский, Г.И.Щукина) господствовало представление о воспитании как основной категории педагогики, внутри которой выделяются процессы обучения, развития и пр. Напротив, в дореволюционной педагогике (С.И.Гессен) и педагогике последних десятилетий (В.А.Сластенин, В.В.Краевский) основной категорией считается образование, в то время как обучение, воспитание и развитие являются его аспектами.

Актуальной проблемой педагогической психологии, начиная с конца 20-ых годов, становится выяснение соотношений между обучением и развитием. Представители классической психологии и педагогики рассматривали психофизическое развитие ребенка в качестве непременного условия успешного обучения, сторонники бихевиористских подходов (У.Джемс, Э.Торндайк, Дж.Уоттсон) склонялись к отождествлению обучения и развития. Отечественная психолого-педагогическая традиция (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) основывалась на тезисе о ведущей роли обучения в отношении к развитию (т.е. специально организованный процесс обучения может быть эффективным средством развития ребенка).

В 30-ые годы XX века, в связи с делегированием школе всей полноты контроля над жизнью учащихся (включая политико-идеологическое и психолого-педагогическое просвещение семьи, организацию детского досуга и пр.), в отечественной педагогике укореняется представление о целостном педагогическом процессе (В.С.Ильин, Г.И.Щукина, Н.К.Сергеев), охватывающем все стороны жизни ученика.

Компонентами целостного педагогического процесса выступает обучение (школьные уроки), воспитание (участие в деятельности детских общественно-политических организаций, в советский период – пионерии, комсомоле), развитие (участие в самодеятельности, кружках по интересам). При этом, разные компоненты целостного педагогического процесса взаимно проникают: воспитательные цели и цели развития обязательно присутствуют на школьном уроке, воспитательные мероприятия обладают обучающей и развивающей направленностью и т.д. Другим аспектом целостности педагогического процесса является принцип гармонизации и взаимопроникновения всех его компонентов: целей, содержания, средств, форм и методов, способов оценивания результатов и оценки качества.

Следует отметить, что представление о целостном педагогическом процессе не общепринято: многие педагоги предпочитают говорить о взаимосвязанных, но различных педагогических процессах (обучении, воспитании, развитии, социализации), каждый из которых обладает своими целями, логикой, этапами, условиями и формами протекания. Более подробно теория целостного педагогического процесса будет рассмотрена в третьем модуле курса.

В последние десятилетия XX века в связи с либерализацией законодательства об образовании, возникновением инновационных (в том числе, негосударственных) школ и укоренением альтернативных форм получения образования (дистанционное образование), категория педагогической системы приобретает все большее распространение в педагогике. В отличие от педагогического процесса, представляющего собой длящуюся во времени реальность, педагогическая система представляет собой синхроническое единство следующих компонентов: