Методические рекомендации для преподавателей
Настоящий курс представляет собой опыт моделирования образовательного процесса в условиях высшей школы, обеспечивающей реализацию целей-компетенций, зафиксированных в «Стандартах третьего поколения» по направлению «педагогическое образование» и соответствующих общеевропейским тенденциям развития сферы высшего образования. Это потребовало реконструкции всего комплекса педагогических условий курса «Теоретическая педагогика».
Ниже выделим некоторые требования к организации компетентностно- и личностно-ориентированного процесса:
Приоритетность личностного и учебно-профессионального развития студентов. Реализация компетентностного подхода предполагает смену фокуса внимания преподавателя – от обеспечения передачи знаний – к созданию возможностей для развития всех студентов. Это предполагает стимулирование ситуаций диалога, понимания, рефлексии.
Вариативность преподавательских и учебных стратегий. Одно из фундаментальных требований личностного подхода – учет индивидуальных особенностей обучающихся. В этой связи, все этапы образовательного процесса должны обеспечивать вариативность через многообразие теоретического материала, заданий, форм и методов аттестации.
Приоритетность консультирования перед информированием. Информационная функция в деятельности преподавателя постепенно уходит на второй план, в то время как на первый план выходят проблемы комментирования учебной информации и консультирования студентов в процессе ее усвоения. Это обусловливает существенные изменения стилистики чтения лекций: текст лекции не обязательно озвучивается преподавателем, но в его обязанности входит комментирование, интерпретация известного всем конспекта. Другим измерением консультативной деятельности – является планирование тематических консультаций, посвященных обсуждению прочитанной литературы и выработке общих подходов.
Готовность к сопровождению индивидуальной и групповой работы студентов. Реализация компетентностного подхода предполагает возрастание роли самостоятельной и групповой работы студентов. В свою очередь, это требует от преподавателя проектной культуры, способностей к мотивированию студентов, развитых коммуникативных и рефлексивных способностей, а также – готовности к разрешению неизбежных конфликтов.
Способность к управлению временем (time-management). Существенной проблемой преподавания оказывается нахождение временного режима, позволяющего удерживать единство образовательной деятельности. Особенно важен выбор значимых проблем для общего обсуждения на лекциях, распределение времени между устными и письменными видами деятельности, резервирование времени на оценку достижений и рефлексию.
Создание благоприятного климата/среды для обучения. Огромное значение для успешности процесса имеет благоприятная психологическая среда. Условиями создания этой среды являются как личностные особенности преподавателя (бесконфликтная, «помогающая» манера общения, внимание к высказываниям студентов, умение и желание их анализировать и доброжелательно комментировать). Столь же важны «горизонтальные» связи между студентами, актуализация сотрудничества и взаимопонимания.
Использование электронных средств обучения и информационных технологий. Использование электронных средств и информационных технологий весьма желательно в преподавании курса. Это позволяет обращаться к оригинальным источникам, данным исторического и биографического характера. Другая, сторона использования информационных технологий – самостоятельный поиск студентами информации.
Способность оценивать учебные достижения и результаты. Эта способность связана не только с традиционными формами контроля: подготовкой и проведением экзаменов, зачетов, но, в большей степени, с использованием инновационных форм оценивания (в первую очередь, рейтинга и учебного портфеля), а также – неформальных методов оценивания.
Потребность в профессиональном и личностном развитии. Особенностью этого курса является получение преподавателем большого количества «обратных связей» - как неформальных (в процессе общения и взаимодействия со студентами), так и формальных – завершение каждого модуля и курса, в целом, предполагает заполнение экспресс-анкет. В этой связи, очень важно использование полученной информации для дальнейшего совершенствования курса и профессионального развития.
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8