logo
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

Методические рекомендации для преподавателей

Настоящий курс представляет собой опыт моделирования образовательного процесса в условиях высшей школы, обеспечивающей реализацию целей-компетенций, зафиксированных в «Стандартах третьего поколения» по направлению «педагогическое образование» и соответствующих общеевропейским тенденциям развития сферы высшего образования. Это потребовало реконструкции всего комплекса педагогических условий курса «Теоретическая педагогика».

Ниже выделим некоторые требования к организации компетентностно- и личностно-ориентированного процесса:

  1. Приоритетность личностного и учебно-профессионального развития студентов. Реализация компетентностного подхода предполагает смену фокуса внимания преподавателя – от обеспечения передачи знаний – к созданию возможностей для развития всех студентов. Это предполагает стимулирование ситуаций диалога, понимания, рефлексии.

  2. Вариативность преподавательских и учебных стратегий. Одно из фундаментальных требований личностного подхода – учет индивидуальных особенностей обучающихся. В этой связи, все этапы образовательного процесса должны обеспечивать вариативность через многообразие теоретического материала, заданий, форм и методов аттестации.

  3. Приоритетность консультирования перед информированием. Информационная функция в деятельности преподавателя постепенно уходит на второй план, в то время как на первый план выходят проблемы комментирования учебной информации и консультирования студентов в процессе ее усвоения. Это обусловливает существенные изменения стилистики чтения лекций: текст лекции не обязательно озвучивается преподавателем, но в его обязанности входит комментирование, интерпретация известного всем конспекта. Другим измерением консультативной деятельности – является планирование тематических консультаций, посвященных обсуждению прочитанной литературы и выработке общих подходов.

  4. Готовность к сопровождению индивидуальной и групповой работы студентов. Реализация компетентностного подхода предполагает возрастание роли самостоятельной и групповой работы студентов. В свою очередь, это требует от преподавателя проектной культуры, способностей к мотивированию студентов, развитых коммуникативных и рефлексивных способностей, а также – готовности к разрешению неизбежных конфликтов.

  5. Способность к управлению временем (time-management). Существенной проблемой преподавания оказывается нахождение временного режима, позволяющего удерживать единство образовательной деятельности. Особенно важен выбор значимых проблем для общего обсуждения на лекциях, распределение времени между устными и письменными видами деятельности, резервирование времени на оценку достижений и рефлексию.

  6. Создание благоприятного климата/среды для обучения. Огромное значение для успешности процесса имеет благоприятная психологическая среда. Условиями создания этой среды являются как личностные особенности преподавателя (бесконфликтная, «помогающая» манера общения, внимание к высказываниям студентов, умение и желание их анализировать и доброжелательно комментировать). Столь же важны «горизонтальные» связи между студентами, актуализация сотрудничества и взаимопонимания.

  7. Использование электронных средств обучения и информационных технологий. Использование электронных средств и информационных технологий весьма желательно в преподавании курса. Это позволяет обращаться к оригинальным источникам, данным исторического и биографического характера. Другая, сторона использования информационных технологий – самостоятельный поиск студентами информации.

  8. Способность оценивать учебные достижения и результаты. Эта способность связана не только с традиционными формами контроля: подготовкой и проведением экзаменов, зачетов, но, в большей степени, с использованием инновационных форм оценивания (в первую очередь, рейтинга и учебного портфеля), а также – неформальных методов оценивания.

  9. Потребность в профессиональном и личностном развитии. Особенностью этого курса является получение преподавателем большого количества «обратных связей» - как неформальных (в процессе общения и взаимодействия со студентами), так и формальных – завершение каждого модуля и курса, в целом, предполагает заполнение экспресс-анкет. В этой связи, очень важно использование полученной информации для дальнейшего совершенствования курса и профессионального развития.