Теория коллективного воспитания
Несмотря на то, что идея коллективного (синоним – коллективистского) воспитания высказывалась еще Песталоцци и Ушинским, ее современное понимание связано с политической философией марксизма (К.Маркс, В.И.Ленин), рассматривавшего школу в качестве важнейшего инструмента воспитания свободного от буржуазных предрассудков «человека будущего», обретающего свою человеческую сущность в общественно-полезном труде. Наибольший вклад в педагогическое осмысление этого круга идей внесли Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, П.П.Блонский, М.М.Пистрак, И.П.Иванов при несомненном лидерстве А.С.Макаренко.
Идея коллектива оказывается смысловым центром всей воспитательной деятельности: он одновременно является и социально-политической целью (формирование общества на коллективистских принципах), и условием воспитания (воспитание личности в коллективе и через коллектив), и основным объектом руководства (педагогический труд преобразуется в руководство коллективом учащихся или воспитанников). При этом существенными признаками коллектива (по А.С.Макаренко) считаются: наличие общественно-значимых целей, совместная деятельность по их достижению, отношения взаимной ответственности между членами коллектива, эффективное функционирование органов самоуправления.
Зрелый коллектив характеризуется рядом особенностей: структурностью (наличием нескольких взаимодействующих линий управления и взаимодействия), идейностью (коллектив – носитель и пропагандист идейных убеждений), организованностью (способностью действовать, как единый субъект), воспитательной направленностью и ответственной зависимостью своих членов (способностью коллектива влиять на каждого своего члена, а каждому члену коллектива испытывать чувство взаимной ответственности) и др.
Разумеется, формирование такого коллектива – дело многих лет и огромных усилий, в связи с чем, весь воспитательный процесс рассматривается как педагогическая деятельность по формированию и развитию коллектива. В этом процессе выделяется несколько стадий.
На первом этапе, руководитель коллектива непосредственно организует и руководит деятельностью всех членов коллектива, стимулируя обсуждения и любого рода совместные (коллективные) действия. Это позволяет выделить наиболее активных и организованных детей (актив). Критериями завершенности первого этапа можно считать стабилизация актива, возникновение заинтересованной творческой атмосферы, а также – формирование отношений взаимной ответственной зависимости, делового и творческого общения.
На втором этапе, приоритетом воспитательной деятельности становится переход к самоуправлению: руководитель коллектива начинает действовать через органы самоуправления (избираемый актив). Возникают и укореняются более сложные виды деятельности, связанные с планированием, совместной организацией, начинает формироваться общественное мнение. Критериями завершенности второго этапа является приобретение большинством членов коллектива опыта управления, самовыражения, нравственного опыта, личностного и творческого содружества.
Третий этап связан с актуализацией влияния коллектива на личность. Для этого, все члены коллектива должны приобрести опыт руководства коллективом (принцип ротации актива), отношения между членами коллектива выравниваются, преодолеваются ситуации отчуждения или группового эгоизма, господствует увлеченность совместной деятельностью. По выражению А.С.Макаренко, коллектив «начинает предъявлять требования к самому себе».
В целом, коллективное воспитание предполагает соблюдение нескольких принципов, в том числе: принципа трудовой направленности воспитания (трудовая деятельность – основное и важнейшее условие воспитания); принципа параллельного действия (воздействие на личность через коллектив, «Один за всех и все – за одного!»), принципа движения (каждое достижение должно сопровождаться постановкой новых, еще более высоких целей), принципа перспективных линий (ориентация воспитательной деятельности на завтрашний день, требовательность, как выражение веры в человека).
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8