6. Нормативно-правовые основы современного образования
Закон РФ «Об образовании» определяет образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Заключительная часть определения принципиально важна: уровень образования является объектом аттестационных процедур, выполняемых государством или уполномоченными органами. При этом образовательные учреждения, реализуемые ими образовательные программы, органы управления образуют целостность, называемую образовательной системой.
В связи с поставленными целями, предъявляемыми требованиями и способом организации, в образовательной системе выделяются следующие структурные компоненты:
общее образование (как правило, 11-летнее школьное образование, получение которого является конституционной нормой) и профессиональное (ориентированное на приобретение профессии);
основное образование (получение которого является обязательным для данного типа образовательных учреждений) и дополнительное образование (получение которого осуществляется на добровольной основе и может не приводить к получению диплома/сертификата);
формальное образование (завершаемое процедурой аттестации и подтверждаемое получением диплома или аттестата) и неформальное (предпринимаемое человеком в целях развития, но не завершающееся аттестацией и не предполагающее впоследствии занятий профессиональной деятельностью по этому направлению);
образование на бюджетной основе (оплату которого осуществляет государство в рамках выделенных образовательному учреждению количества мест) и коммерческое (оплату которого осуществляет сам обучающийся или его родители).
Кроме того, в системе общего образования, выделяются уровни начального (1 – 4 классы), основного среднего (5 – 9 классы) и полного среднего (10 – 11 классы) образования. В системе профессионального образования выделяются уровни: начального, среднего, высшего и послевузовского (последипломного) образования.
Обозначим ряд тенденций последних десятилетий, существенно изменяющих представления об образовании:
Стандартизация образования. Начиная с 1992, во всех редакциях Закона РФ «Об образовании» определено, что образование осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, под которыми понимается «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» (Ст. 7). Стандарты воплощают идею государственно-общественного партнерства в определении содержания образования и фиксируют ту его часть, получение которой обязательно для всех граждан (минимальные требования), однако любое образовательное учреждение в пределах имеющегося статуса и ресурсов и, не нарушая законодательства РФ, может предоставлять образовательные услуги более высокого уровня на возмездной основе.
Автономизация образовательных учреждений. Суть этой тенденции в наделении учреждений образования широким спектром прав, прежде принадлежавших органам управления – от разработки собственного учебного плана до финансовой самостоятельности.
Модернизация образования. Уже во второй половине XX века образование, в том числе, высшее, становится массовым, т.е. доступным для большинства граждан. В этой связи, на рубеже столетий актуализируется проблема модернизации, т.е. повышении востребованности и социально-экономического эффекта образования.
Информатизация образования. В связи с распространением компьютеров и ростом доступности ресурсов Интернет, происходит переоценка ценностей: ценность знания-информации стремительно снижается, зато возрастает значимость умений и навыков, связанных с получением и обработкой информации. Одновременно возникают новые формы образования (дистанционное образование, неформальное образование), ориентированные на развитие этих качеств.
Глобализация образования. В той мере, в которой образование становится рыночным товаром, а также в связи с упрощением международных контактов, образовательная деятельность становится предметом экспорта и импорта. Огромным стимулом глобализации образования стала «Болонская декларация» (1999), выразившая волю стран-участниц Европейского Союза к созданию общеевропейской системы высшего образования и утверждению единых принципов деятельности вузов, в числе которых: двухцикловое высшее образование, взаимная аккредитация образовательных программ, единые подходы к управлению качеством образования во всех странах-участницах, включение «европейского измерения», поощрение «академической мобильности».
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8