Вопросы для обсуждения
В чем, на Ваш взгляд, причина того, что в современной парадигме образования, предпочитают говорить не о целях, но о ценностях образования? Не являются ли эти категории – синонимическими? Если нет, то чем вызван этот переход и каковы его последствия для практики образования?
Попытайтесь на конкретных примерах рассмотреть, что означают гуманизация и гуманитаризация образования? Кто выступает в качестве основных «заказчиков» и «потребителей» этих процессов?
Если исходить из представления о содержании образования, как совокупности знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностного отношения, что, на Ваш взгляд, может представлять собой содержание воспитания?
Проиллюстрируйте на примерах соотношения между методами преподавания, методами учения, методами контроля.
В чем, на Ваш взгляд, наиболее существенные стимулы и, напротив, препятствия к широкому распространению инновационных методов в современном образовании?
Является ли случайным, что категория формы используется в педагогики с разным оценочным содержанием: нейтрально (формы процесса обучения, форма организации урока), позитивно (Диствервег требовал: «преследуй всегда формальную цель, или одновременно формальную и материальную») и негативно (педагогический формализм – как проявление бездушия, бессердечия и бессмысленности «педагогических мероприятий»)?
Установите соотношение между понятиями: «инспектирование образования», «внутришкольный контроль», «педагогическая диагностика». Являются ли они синонимами и, если нет, то почему?
Выделите те направления развития педагогической науки (направления исследований), которые представляются Вам наиболее существенными.
-
Содержание
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8