logo
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.

В результате тектонических сдвигов в европейской культуре XVI – XVII веков, утверждается новая модель человеческого существования. Важнейшую роль в становлении этой модели сыграли успехи естественных наук, математики и философии (Г.Галилей, Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Ньютон). Вкратце перечислим философско-антропологические принципы, повлиявшие на становление педагогики Нового Времени (классической педагогики).

  1. Высшее призвание человека – в свободном познании мира и преобразовании природы в соответствии с высшими принципами и законами. Бог признается в качестве первоначала сущего, но теологическое обоснование познания постепенно уступает место стандартизированным требованиям к исследованию (научная методология). Позднее внутри самого методологического знания выделились уровни: философской методологии (определяющие наиболее общие подходы к процессу познания); общенаучной методологии (в рамках которой определяются общие принципы научного познания), конкретно-научной методологии (методологии отдельных наук) и методологии исследования (совокупность методов, используемых для решения проблемы).

  2. Научное познание должно опираться на два независимых источника: философские и логические конструкции (теоретическое знание), а также – данные опыта, которые должны быть соответствующим образом описываться, оцениваться и интерпретироваться (эмпирическое знание). При этом, научное знание не является догмой: с развитием науки, факты становятся все информативнее, а теория – все более общей и универсальной.

  3. Научное познание должно быть объективным, т.е. его ход и результат соотносятся с изучаемым объектом и не должны зависеть от исповедуемой веры, человеческих пристрастий или индивидуальных особенностей. Этот принцип является общим для естественных наук и педагогики: целью педагогического познания становятся универсальные законы, позволяющие, по выражению Я.А.Коменского, «учить всех всему». Соответственно, человеческая практика осмысливается как применение законов для решения конкретных задач.

  4. Собственной задачей педагогической практики (до Нового Времени невозможно говорить о дифференциации педагогической теории и практики – и то, и другое существует внутри единого пространства религиозной жизни) становится формирование гармонически развитой человеческой личности. Атрибутами последней являются: развитие природных способностей и склонностей, устойчивое научно-философское мировоззрение, развитое мышление и сознание, эстетическое чувство и физическое совершенство. Вскоре, в эпоху промышленной революции, заимствованный из Античности идеал гармонической личности дополняется прагматичными представлениями о человеке-деятеле (homo faber), лояльном государственной власти, способном к производительному труду, несению гражданско-правовых обязанностей и ответственности. Внутренняя неоднозначность этой установки приводит к появлению целого спектра понятий. Педагогическими целями становятся: формирование субъектности (т.е. готовности к самостоятельному, ответственному и результативному действию), учет индивидуальных особенностей (под которыми мыслятся специфические свойства и способности), воспитание характера (совершенствование нервно-психической регуляции поведения), развитии личности (активности, социальных качеств и свойств).

Следует отметить, что все перечисленные философско-антропологические предпосылки оптимальны для разработки естественнонаучной теории, однако их применение в науках о человеке (и педагогике, в частности) до сих пор вызывает споры. Иногда, педагогическая теория рассматривается как более сложный вариант научной теории, что предопределяет меньшую точность выводов, однако предполагается, что в будущем, с развитием теории и практики, педагогика достигнет сравнимой с естественными науками достоверности и прогностичности знания.

Другая точка зрения заключается в том, что специфика педагогики и, в частности, дидактики – не в исследовании сущего, но в определении должного. В этой связи, вопросы о научности педагогики – бессмысленны, а сама педагогика, наряду с юриспруденцией, этикой и эстетикой относится к догматическому знанию. Наконец, наиболее радикальная критика признает в педагогике один из инструментов идеологического господства, управления обществом и человеком.