logo
методика-гос

77.Методы воспитания. Классификация методов воспитания

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом всей системы, применяемой на практике, - трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания.

До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см. табл.). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

Классификация методов по источникам передачи содержания

Группы методов Виды методов Источники передачи содержания

I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов воспитания (см. анимацию).

• Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

1. методы формирования сознания;

2. методы формирования поведения;

3. методы формирования чувств и отношений.

Это тоже широко распространенная классификация.

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях

Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений.

Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему

3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

78.Система образования и тенденции ее развития

  Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них являются следующие:

  а) Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно. Развитие человека и общества - единый процесс. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование.

  В 1957 и 1961 гг. на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ускорения космических исследований и развития образования. По указанию президента Д. Буша в 1990 г.была разработана программа "Стратегия в сфере образования для Америки 2000 года", в которой предусматривается, чтобы США были "первыми в мире" но овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: "...Нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени зависят от уровня образования".

  б) Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ являются государственными. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения. Развитие сети государственных учебных заведений характерно для большинства стран мира. В республиках бывшего СССР все учебно-воспитательные заведения были государственными, общедоступными и бесплатными.

  в) Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. долл. в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных университетах она достигает 17-20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое обучение и содержание.

  В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы частично платная, причем рост численности школ второй ступени наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, на тысячу с лишним школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ "торой ступени. В Токио же их более 60%, в Иокогаме и Осаке -около 40%. Во многих случаях это крупные учебные заведения, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обучение.

  Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для определенного неравенства в образовании, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.

  г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

  д.) Привлечение на нужды образования и школы средств из различные источников. В США 12% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% - правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность.

  Нас не могут не заставлять задуматься такие цифры. По данным за 1988 г., в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 руб., а в наиболее оборудованных школах - до 300 руб. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 долл. США. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента составляла в среднем 2300 руб., в лучших вузах типа Московского авиационного института - 10 000 руб.

  е) Расширение принципа муниципального руководства школой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и неконтролирует их деятельность. Не делают этого и правительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют местные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание молодежи.

  ж) Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и естественно-научным предметам. Вторым типом являются экономические реальные гимназии, которые на общеобразовательной основе дают основательное специально-экономическое образование. Наконец, третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков.

  В Австрии довольно широко распространены полные и неполные школы профессионального образования, в которых обучается около 48% всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают в этих школах различными практическими профессиями средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства.

  Значительное место занимает сектор католических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания. Как видим, австрийские учащиеся имеют довольно широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со своими интересами и способностями, а также местными требованиями. Сами же гимназии включают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее старшие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.

  В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы - до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые различаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной школы, где дети учатся с б до 13 лет, и средней школы, где проходят обучение учащиеся 14-18лет.

  Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6-12 лет, неполно-средняя - 12-15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15-18 лет.

  Третий тип школы также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6-10, в неполно-средней - 10-14 и в средней - от 14 до 18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10-11-летний срок обучения.

  з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX-XII классах в качестве обязательных являются два предмета - английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Hope" на выбор учащихся предлагается около 90 предметов по следующим циклам: физическое воспитание, кроме общей физической подготовки, - аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.; родной язык - факультативные курсы: мифология, научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.; иностранные языки - французский, испанский, русский, немецкий, итальянский, латинский, китайский; общественные науки - мировая история, Европа с 1450 г. до настоящего времени, Европа XX в., Древняя Греция, закон и общество, проблемы современного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.; домоводство - продукты и питание, искусство кулинарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.

  Для того чтобы окончить среднюю школу, учащемуся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 - по английскому языку, 5 - по биологии, 5 -- по физике, 15 - по общественным паукам, 10 -- по математике, 5 - по музыке, изобразительному искусству и т.д.

  В других школах этот выбор охватывает до ЯОО предметов, обязательными же считаются только два - английский язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.

  и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышеназванной школе "Ньютон Hope" учебные занятия в педелю составляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1-2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углублять свои знания.

  к) Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии и компьютеризации производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов.

  Поскольку требования общества к повышению уровня образования и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.

79-85 79. Планирование учебного процесса по иностранным языкам.

Планирование урока включает три основных этапа:

1. Определение задач урока и подготовка материала.

2. Планирование начала урока.

3. Планирование основной части урока и его заключения.

При составлении перспективного плана учитель выполняет следующие действия:

познакомиться с заданиями, предложенными авторами конкретного учебника, и проанализировать;

принять во внимание личностные способности учащихся каждой конкретной группы;

в соответствии с уровнем обученности и другими личностными характеристиками поставить конкретные задачи на фоне общей цели;

изучить и проанализировать необходимый теоретико-практический материал для успешного решения задуманного;

выдвинуть рабочие гипотезы и проверить их истинность.

Необходимо тщательно продумывать, «проигрывать» режим действий «учитель -ученик», «ученик - ученик» и др., тогда меньше будет вероятность сбоя в реализации коммуникативных и даже организаторских умений во время урока.

1. Знакомство с требованиями государственных программ и концепцией авторов конкретного учебника.

2. Анализ темы в УМК:

• знакомство с задачами и основным содержанием раздела (цикла, темы).

В зависимости от типа, целей и задач урока учитель дифференцированно отбирает и использует методические приемы обучения и воспитания учащихся:

предъявление новой лексики к параграфу ( чтение вслух с правильным произношением и ударением отдельных слов и словосочетаний);

работа с иллюстрациями учебника (вопросно-ответная система);

работа с текстом учебника - развитие навыков чтения, перевода, пересказа ( чтение текста с выборочным переводом и основным пониманием прочитанного, составление плана по тексту на английском языке у доски, ответы на вопросы по тексту с опорой и без, работа по словообразованию, устный рассказ по плану, конспектирование текста);

объяснение новой грамматической темы ( тренировочные упражнения по образцу: например, используя лексику урока, составить диалог по речевому образцу);

закрепление, самостоятельное выполнение упражнений ( разноуровневые задания), тестирование, перевод предложений с русского на английский и наоборот.

работа в парах, ролевые игры, развитие устной разговорной речи;

Эти формы и методы работы мотивируют речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

На первой ступени (в 2-4 классах) реализуются следующие цели и задачи:

способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству, когда еще дети не испытывают психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;

формировать у детей готовность к общению и положительный настрой к его изучению;

сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возмоэ/сностей и потребностей младших школьников;

ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором;

приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

формировать некоторые лингвистические понятия;

понимать на слух речь учителя, одноклассников;

участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог;

кратко высказываться на темы для начальной школы;

воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

овладеть техникой чтения вслух; читать про себя;

писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить анкету о себе;

правильно произносить и различать на слух звуки, слова и словосочетания;

соблюдать интонацию основных типов предложения;

овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;

освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц;

получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка;

освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

• определение количества уроков по теме:

• анализ языкового и речевого материала:

Работа с языковым материалом - языковым минимумом, речевыми действиями, коммуникативным минимумом, текстами, формулировками заданий, помощью к заданиям, приложениями ( словарями, информационными источниками) дает возможность сделать выводы об актуальности, функциональности, аутентичности информационного и языкового содержания, его обоснованности с позиций соотношения культур родного и изучаемого языка, преемственности для данного контингента обучающихся и направленности обучения. Формулировки заданий и ознакомление с помощью к ним должны соответствовать:

целям обучения,

этапу работы над материалом,

эффективности использования возможностей учебника, обеспечивать прочность усвоения материала и контроль усвоения.

При анализе языкового материала следует обратить внимание на:

качество представления материала, т.е. как данный материал изучается в рамках той или иной темы;

способы работы с упражнениями;

обратную связь;

формулировки и типы заданий;

наличие различных уровней сложности;

способы контроля и отслеживания результатов;.

4) Самостоятельно сформулированная тема. Один из способов записан выше. Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, незаконченная фраза. “Travelling is …” Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озаглавливание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений.

5) Тема-загадка, представленная в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов. Например, в курсе темы «Погода. Времена года.» урок был начат с прослушивания музыкальных фрагментов из цикла «Времена года» П.И.Чайковского и А.Вивальди. По чувственным ассоциациям ребята вывели тему «Погода и настроение».

6) Тема в стихах, позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику.

3. Анализ и корректировка календарно-тематического и поурочного планирования.

В итоге комплексного анализа темы очевидны определенные изменения в ее структуре и содержании. Теперь учитель может иначе скомпоновать материал темы, дополнить содержание подтем, а также изъять какую-то часть материала. Важно только, чтобы все изменения и дополнения были обоснованы и целесообразны.

4. Составление речевого эталона.

Учитель должен обладать максимально полным знанием темы, в том числе средств и способов выражения суждений. Можно предложить прием составления речевого эталона, который способствует анализу смыслового содержания темы, установлению соотношения между планом содержания и планом выражения и в конечном итоге повышению информированности учащихся через информированность учителя.

Речевой эталон – это предполагаемое конечное высказывание учащихся, сформированное в процессе обучения различным видам речевой деятельности. Это как бы спроектированная речь учащихся.

Составление речевого эталона обусловлено, главным образом, особенностями языка, тем фактором, что язык является средством формирования и формулирования мысли. Сама же мысль, требующая соответствующих средств, должна быть предварительно сформулирована учителем. Надо подчеркнуть, что трудность в обучении иностранному языку заключается в том, чтобы заставить ученика говорить на интересующую его тему нужными нам средствами. Использование речевого эталона позволяет хотя бы частично снять эту трудность.

С учетом сказанного содержание речевого эталона должно:

а) соответствовать программным требованиям к устной и письменной речи учащихся данной возрастной группы;

б) максимально включать как уже изученный, так и дополнительный языковой и речевой материал, а также новую информацию;

в) отвечать интересам учащихся, их жизненному опыту;

г) учитывать резервы данного возрастного периода и способствовать возникновению новых интересов, мотивов;

д) отражать в целом содержание выделенных подтем.