Коммуникативный метод
Он принципиально противоположен рассмотренному выше. Как ясно из названия, он призван научить общаться. Для этого необходимы максимально естественные условия обучения и реальная потребность во взаимодействии. Коммуникативный метод предполагает общение учителя и ученика на изучаемом языке, объяснение грамматики сводится к минимуму. Предполагается, что усваиваться она должна интуитивно. Ошибки в речи, по возможности, не исправляются, если они не препятствуют пониманию. Внедрение этого метода началось с 1970-х годов с подачи как зарубежных, так и отечественных авторов. Он позволил многим избавиться от языкового барьера, научиться понимать язык и говорить на нем значительно быстрее. Особый интерес пробуждают и современные, красочные пособия с актуальным содержанием. Особенно высоких результатов достигали учащиеся младшего школьного возраста, у которых при достаточной мотивации изучение языка действительно происходит "естественным" путем. Сегодня коммуникативный метод признан наиболее эффективным для группового обучения и подходит большинству изучающих язык. Однако он требует от преподавателя высокого уровня подготовки. Именно с недостаточной квалификацией и пониманием основ этого метода связана его критика, суть которой сводится к тому, что обучаемый не учится говорить грамотно и не владеет грамматикой. Это не совсем верно, поскольку многое зависит и от срока обучения, и от усилий, приложенных обучаемым.
48. Методы и организация педагогического исследования
Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно разделить на три группы:
1)методы изучения педагогического опыта. В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование, анкетирование и интервьюирование), метод изучения продуктов деятельности учащихся, метод изучения школьной документации;
2) методы теоретического исследования. В нее входят: метод теоретического анализа, индуктивный и дедуктивный методы, метод изучения литературы;
3) математические и статистические методы: метод регистрации, метод ранжирования, метод шкалирования.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. В процессе наблюдения ведутся протоколы (записи). Наблюдение ведется по заранее намеченному плану.
Этапы наблюдения:
1) определение цели и задачи;
2) выбор объекта, предмета и ситуации;
3) выбор способа наблюдения;
4) выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) обработка полученной информации.
Виды наблюдения:
а) включенное;
б) невключенное;
в) открытое;
г) скрытое;
д) сплошное;
е) выборочное.
Этот метод имеет как положительные так и отрицательные стороны.
«+» - можно наблюдать в любое время;
«- » - не естественно; на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности исследователя (интересы, установки).
Требования к наблюдению:
1) должно быть системным;
2) целенаправленным;
3) всегда ведутся протоколы наблюдения.
Эксперимент – специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления).
Виды эксперимента:
1) естественный;
2) лабораторный.
Чаще всего используют естественный эксперимент, он бывает длительным и кратковременным; констатирующим – установление реальных состояний в педагогическом процессе; преобразующий – целенаправленная его организация для определения условий развития личности.
«+» - точность, достоверность.
«- » - необходимо владеть техникой проведения эксперимента.
Опрос:
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, ведется в свободной форме, без записей ответов собеседника.
Требования к вопросам:
1) заранее продуманные;
2) должны быть последовательными, систематичными и целенаправленными;
3) четкие и доступные для восприятия;
4) не должны содержать в себе односложных ответов;
5) они должны развивать логику мышления и связанную речь.
Интервьюирование – разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования записи ведутся открыто.
Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты.
Ответы письменные, ее называют еще заочным опросом, а беседу и интервьюирование называют опросом «лицом к лицу»..
Тесты – стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития.
Изучение продуктов деятельности учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы, графики, таблицы, рисунки, творческие работы. Изучая их мы получим сведения об индивидуальности учащихся, их отношении к работе и узнаем уровень ЗУНов.
Изучение школьной документации: личные дела, классные журналы, медицинские карты, ученические дневники, протоколы собраний и другое.
Методы теоретического исследования:
Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот).
Теоретические методы необходимы для определения проблемы, формирования гипотезы и для оценки собранных фактов.
Метод изучения литературы:
Дает возможность узнать какие стороны и проблемы хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Работа с литературой предполагает использование следующих методов:
а) составление библиографии – перечень источников;
б) реферирование – сжатое изложение основного содержания текста или нескольких работ по общей тематике;
в) конспектирование – выделение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей работы;
г) аннотирование – краткая запись общего содержания статьи;
д) цитирование – дословная запись выражений, которые содержатся в литературном произведении.
Математические и статистические методы:
Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных. Наиболее распространенными методами являются:
а) регистрация – фиксация результатов изучения каждого отдельного ученика с помощью знаков или символа (количество активных и пассивных учеников, уровень воспитанности);
б) ранжирование (метод ранговой оценки) – расположение собранных данных, каких-либо показаний в порядке убывания или возрастания;
в) шкалирование – используется, когда на поставленный вопрос предлагаются ответы: «да», «нет», «иногда» и вводятся цифровые показатели. Воспитуемому задают вопросы, отвечая на которые он должен выбрать себе одну из указанных оценок.
Статистические методы:
Применяются при обработке массового материала. Например: определение количества ошибок в проверочной контрольной работе.
Организация педагогического исследования
Исследование в области педагогики - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, воспитания, их структуру и механизм, содержание, принципы и технологии Оно призвано объяснять и предсказывать педагогические факты и явления
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные или методические Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических систем на прогностической основе Прикладные или методические исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных аспектов педагогического процесса, раскрытие закономерностей педагогической практики; раскрытия конкретных научно-практических рекомендаций, основанной уються на уже известных теоретических положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров: проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования Основными критериями качества педагогического исследованиякритерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости
Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологическим ипроцедурный Первый содержит обоснование актуальности темы, проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач, формулировка основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта к ослидження и выдвижение рабочей гипотезы Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также основные процедуры сбора и анализа первичных даныих.
Обоснование актуальности содержит указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания Актуальные исследования дают ответ на самые острые вопросы ния, отражающие социальный запрос общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени учетов ния конкретных и специфических обстоятельств В самом общем виде актуальность характеризует степень различия между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее чачас.
Наиболее убедительной основой, определяющей тему исследования, является социальный заказ, которое отражает острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения Социальный заказ требует обоснования конкретной темы Чаще всего это анализ степени разработанности проблемы в наукеці.
Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости Она выражает основные противоречия, которые должны быть решены средствами науки Решение проблемы в целом и есть целью исследования.
Формулировка проблемы обусловливает выбор объекта исследования Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречия Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно городов тить в себе противоречия и порождает проблемную ситуациюю. Объект - это часть объективной реальности, то, на что направлен процесс познания
Предмет исследования - это существенные, характерные практической или теоретической точки зрения свойства, особенности, черты объекта, которые подлежат непосредственному анализу, изучению
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезыПоследняя - является совокупностью теоретически обоснованных предположений, истинность которых нужно проверить
Критерий научной новизны предусматривает оценку качества завершенных исследований и характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизм, содержание, принципы и технологии, которые на данный момент не е были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.
Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значениеТеоретическое значение исследования заключается в создании концепции, подтверждении гипотезы, выявлении закономерности, метода, модели, проявления проблемы, тенденции, направления
Практическая значимость исследования заключается в подготовке предложений, рекомендаций и тп Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследований, они зависят также от времени получения ния нового знанияня.
Логика и динамика исследовательского поиска предусматривает реализацию ряда состояний: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического, прогностического
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об этапах исследования, проявляют противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явлений, формулируют научную проблему О Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования, как система ведущих предположений, правомерность которых требует проверки и подтверждения ее предварительной концепции исследованияя.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к тео оретичного (или экспериментально-теоретического).
Теоретический этап связан с преодолением противоречий между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и необходимостью системных представлений о нем
Создание теории позволяет перейти к прогностического этапа, который требует разрешения противоречий между полученными представлениями об объекте исследования как о целостное образование и необходимостью предвидеть его развитие в новых условиях
- 2 Макаренко а. С. Сочинения: в 7 т. - м., 1958. - т. V. - с. 178.
- 2.Личность как предмет воспитания: внешние и внутренние факторы ее развития
- 3.Современный урок иностранного языка: типы, виды уроков
- 5.Роль детского коллектива в воспитании, развитии ребенка
- § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
- § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
- 6.Общая характеристика средств обучения иностранным языкам.
- 2. Механизмы социализации
- 1. Познавательный аспект (культуроведческое содержание) иноязычной культуры (ик)
- 2. Развивающий аспект (психологическое содержание) иноязычной культуры
- 3. Воспитательный аспект (педагогическое содержание) иноязычной культуры
- 4. Учебный аспект (социальное содержание) иноязычной культуры
- II. Принцип сознательности.
- 17. Возрастные особенности развития и воспитания личности
- 18 Цели и задачи обучения диалогической и полилогической речи
- 1. Знакомятся:
- 20. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся
- 21. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике.
- 22. Цели и задачи обучения иностранным языкам.
- 25. Сущность процесса обучения: его задачи и внутренняя структура
- 42 Обучение чтению
- 44 Инновации и реформы в современной школе.
- 45 Трудовое воспитание
- 46. Методы обучения иностранным языкам.
- Грамматико-переводный, или синтетический метод
- Лексико-переводный, или аналитический метод
- Натуральный метод
- Прямой метод
- Метод Пальмера
- Коммуникативный метод
- 49.Нравственное воспитание. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
- 50. Формирование грамматических навыков речи
- 52. Соотношение обучения и развития. Концепции развивающего обучения
- 53. Дидактические основы компьютерного обучения
- 55. Профессионально-значимые качества и умения учителя иностранного языка
- 57. Связь педагогики с другими науками, формы взаимосвязи педагогики с другими науками
- 58. Воспитание дисциплины и культуры поведения: роль эстетического воспитания в развитии личности
- 59. Лингвострановедческий подход в обучении иностранным языкам
- 61. Понятийный аппарат педагогики: обучение и воспитание, развитие и образование.
- 63. Формирование лексических навыков речи
- 66 Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы
- 67 Раннее обучение иностранным языкам как современная тенденция в образовании
- 69 Казахстанский путь 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее послание президента рк назарбаева народу казахстана 17 января 2014 года
- 70. Организация трудовой деятельности учащихся
- 71 Учебно-речевые ситуации в обучении иностранным языкам
- 73.Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития
- 74. Организация самовоспитания учащихся
- 75.Интенсивные направления в обучении иностранным языкам. Метод активизации резервных возможностей
- 77.Методы воспитания. Классификация методов воспитания
- 81.Воспитательная работа классного руководителя.
- 85.Я.А.Коменский (1592-1670) выдающийся педагог. Великая дидактика
- 86. Иноязычное образование рк
- 89. Педагогические взгляды Жумабаева
- 91.Психологические особенности обучения ия.
- 99) Система упражнений в методике обучения иностранным языкам.
- 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности.
- 3. Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся.
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
- 5. Педагогическое просвещение родителей.
- 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.
- 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.
- 1. Что изучает Этнопедагогика
- 2. Эффективность народного воспитания
- 102) В.А.Сухомлинский (1918–1970гг.)
- 103) Одна из задач школы на современном этапе – научить учащихся учиться. Один из способов развития самостоятельности учеников – их самостоятельная работа на уроке и во внеурочное время.