logo
методика-гос

4. Учебный аспект (социальное содержание) иноязычной культуры

Содержание учебного аспекта составляют те речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения — говорение, аудирование, чтение, письмо (возможен и перевод), а также собственно умение общаться. Каждое из умений основано на определенных навыках и механизмах, обладает определенными качествами.

Процесс формирования речевых навыков и развития речевых умений понимается нами как процесс формирования целостного речевого механизма, а формирование речевого механизма — как процесс развития личности. Следствием этого является совершенно иной характер коммуникативной технологии.

Напомним, что учебный аспект составляет социальное содержание ИК, поскольку его результаты непосредственно направлены на социальные нужды человека — умение успешно общаться в другом социуме. В основе этого умения лежит целая система речевых средств, которой обычно владеет грамотный носитель языка.

Завершая рассмотрение содержания иноязычной культуры (или ИК) как содержания иноязычного образования, сделаем два замечания. Первое касается понятия «содержание». Дело в том, что перечисление «объектов овладения» может создать впечатление, что содержанием являются сами эти объекты как компоненты ИК. Однако с научной точки зрения подобное понимание содержания некорректно. Содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену.

Исходя из сказанного, можно сформулировать суть предлагаемой концепции иноязычного образования как концепции развития индивидуальности в диалоге культур. Для достижения поставленной цели и обеспечения предполагаемого содержания иноязычного образования необходимо создать определенные условия, которые служили бы основой и механизмом образовательного процесса. Таким условием является общение (см. след. статью).

Второе замечание касается названия нашего учебного предмета. Вполне очевидно, что название «иностранный язык» не отражает ни сути предмета, ни его цели. Так было с предметами «пение» и «рисование», ставшими соответственно уроками музыкальной культуры (Д. С. Кабалевский) и уроками художественной культуры (Б. М. Неменский). В этой связи считаем обоснованным и целесообразным назвать наш предмет «иноязычная культура», а учителя — «учитель иноязычной культуры».

12.Внеурочные формы организации текущей учебной работы.Наряду с уроком в общеобразовательных учреждениях используются и другие формы учебной работы.Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и пр.). Одной из наиболее интересных для учащихся форм обучения является экскурсия.Экскурсия–форма организации учебной работы,при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения познакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.В зависимости от дидактической цели выделяют:вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала.По предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественнонаучные,историко-литературные, краеведческие, производственные и др.В школьной практике обучения экскурсии проводятся не часто,поэтому лучше,чтобы одна экскурсия содержала в себе информацию сразу по нескольким учебным предметам, чтобы учащиеся могли составить полную картину реальной действительности.Такие экскурсии называются комплексными.Экскурсии обычно планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные дни, свободные от других занятий.В каждой школе составляется план экскурсий, в него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии,проводимые по плану классного руководителя.Чаще всего все экскурсии связаны с изучением материала,заложенного в программе по предметам.При проведении экскурсии выделяют три этапа:а)предварительную подготовку к экскурсии на уроках;б)выезд учащихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной работы по теме занятия (сбор природного материала, рисунки, чертежи и т.д.);в)работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии.При подготовке к экскурсии учитель проводит тщательное изучение объекта экскурсии, места ее проведения, определяет ее цели и задачи. После этого учитель выбирает содержание материала и виды деятельности, которые учащиеся будут осваивать при подготовке, во время и после окончания экскурсии. Учитель выбирает методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способы вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр.В подготовку входит и обучение учащихся способам сбора материала: приемам ведения записей, зарисовок, основам фотографирования, звукозаписи рассказов экскурсовода и т.д.Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок и сроки их выполнения, время, отводимое на экскурсию и сбор материала. До экскурсии учитель распределяет творческие задания для учащихся: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарий и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п.Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и основам техники безопасности. Экскурсия может длиться от 40 – 45 мин до 2 – 2,5 часов. В этот промежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, возрастом учащихся. Закончиться экскурсия может итоговой беседой. Однако на последующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе ее материалы и знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала. Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий во внеурочное время. Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы. Домашнее задание обычно включает в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, поставленным опытом и др.).Цели заданий, которые учитель задает на дом, могут быть различными. Одни задания рассчитаны на выполнение тренировочных упражнений для ускоренной выработки практических умений и навыков, другие – на определение и преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным, уже пройденным темам. Третьи включают в себя творческие задания повышенной трудности для развития у учащихся творческих способностей, исследовательских умений. Несмотря на то, что все представленные выше цели важны и достижение их необходимо для выполнения домашнего задания, однако объем заданий на дом ограничен.Факультативные и дополнительные занятия. Наряду с обязательными учебными занятиями в школах используются и разнообразные формы учебной работы, проводимой вне рамок учебных занятий (расписания уроков). Такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными. В первую очередь к внеклассным занятиям относятся факультативные занятия. Как самостоятельная форма организации текущей работы они появились в конце 60-х – нач. 70-х гг. во время проведения очередной реформы системы образования, затрагивающей в основном содержание школьного образования. Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной основе. Факультативные занятия призваны решать следующие задачи: удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; способствовать развитию исследовательских умений, индивидуальных особенностей, творческих способностей учащихся.Помимо учебных занятий, обязательных для всех учащихся, специально для слабоуспевающих учащихся проводятся дополнительные занятия. Дополнительными занятиями называют сверхпрограммные занятия с одним или группой учащихся по дополнительной отработке пройденного на уроках материала. Форма и время проведения дополнительных занятий жестко не регламентируется. Это может быть занятие-консультация, на которой учитель еще раз излагает новый материал для тех, кто не понял его на уроке; или беседа с 2- 3 учащимися по тематике классной работы, в которую включено выполнение письменных заданий. Время таких занятий может быть и 20 мин, и 1 час. Возможно и выполнение учащимися самостоятельной работы. Другие формы внеклассной учебной работы. Принято считать, что внеклассная работа носит для учащихся добровольный характер и призвана удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы, а для их проведения не требуется полного состава класса. Считается также, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов. К таким формам внеклассной учебной работы относят предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.Предметные кружки и научные общества создаются на добровольных началах из учащихся одной параллели или же, если желающих немного, из учащихся соседних классов (5 – 6, 7 – 8 классов и т.д.). В них входят учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, имеющие склонность к рисованию, лепке, техническому творчеству, проведению опытной работы по биологии, химии, физике и т.д. Ведут работу кружков учителя-предметники. Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятельности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, разработка проектов, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью великих ученых, писателей, деятелей культуры. Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повышения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, физике, химии, родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих способностей, исследовательских умений. Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее, составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление школьников – победителей. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Олимпиады, конкурсы, выставки могут иметь как внутришкольный уровень, так и региональный, международный.

13. Роль педагогической науки в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи.

В современных условиях роль педагогической науки, в том числе воспитательной педагогики, неоценимо высока в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи. Ученые США, работающие в Национальном совете по социальным исследованиям, выделили ряд базовых ценностей для включения их в процесс приобщения учащихся к демократическому обществу. Для России, идущей по трудному пути демократизации своей общественной жизни, эти базовые ценности безусловно интересны.

Участие

Для того чтобы демократическое общество функционировало, все его члены должны принимать активное участие в его жизни. Это означает, что граждане знают проблемы общества и хотят отстаивать свои убеждения. Использование права голоса является делом первостепенной важности и представляет собой наивысшее проявление участия в жизни демократического общества.

Сотрудничество

В демократическом обществе должно поддерживаться соответствующее равновесие между сотрудничающими членами и теми, кто сохраняет индивидуализм. Это может быть равновесие, способствующее гармоничному функционированию социальной группы и в то же время обеспечивающее структуры, которые предоставляют возможность всем членам общества наиболее полно проявить заложенный в них потенциал. Чтобы поощрять сотрудничество, учителя могут создавать условия для совместной работы детей, давать специальные уроки по социальным знаниям, вовлекать детей в ролевые игры.

Индивидуализм

Учащиеся нуждаются в развитии индивидуализма, особенно в младшем возрасте. При демократии индивидуализм должен сочетаться с чувством ответственности перед обществом. Родственное понятие «автономность» предполагает, что личность несет ответственность за свои собственные действия. Личные проекты, отчеты, произведения искусства, музыка, миниспектакли, танцы, которые могут быть продемонстрированы в классе, предоставляют учащимся возможность показать себя и способствуют развитию индивидуальности.

Самодисциплина

Предполагается, что в демократическом обществе граждане заняты дисциплинированной деятельностью. Оказать детям помощь в формировании чувства ответственности - важная задача учителя. Истинная дисциплина заключена внутри нас. Предоставляя учащимся возможность действовать по своему усмотрению, учитель в значительной степени поощряет их к такому поведению, которое ведет к самоконтролю. Подавая личный пример, наставники могут показать учащимся, как следить за своими собственными успехами при помощи контрольных листков и таблиц.

Терпимость к различиям (толерантность)

В свободном обществе необходимо развивать терпимость и понимание различий во мнениях и убеждениях. Это трудная задача, но тем не менее терпимость составляет суть идеалов демократии. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия - главное условие, необходимое для развития терпимости. Терпимость связана с чувством искренней доброты к другим.

Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они в свою очередь с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость.

Достоинство

В тесной связи с добротой и уважением находится человеческое достоинство. Детям присуще чувство человеческого достоинства, но оно может быть легко разрушено. Дети могут усваивать вежливое и уважительное отношение к другим благодаря участию в самодеятельности, исполнению ролей в учебных играх, благодаря примерам из художественной литературы и из жизни взрослых, в процессе дискуссий.

Свобода

Существование и развитие демократического общества во многом зависит от степени свободы его членов. Для сохранения и развития демократии необходимо подпитывать свободу на индивидуальном и корпоративном уровнях. Даже дети младшего школьного возраста начинают осознавать динамику свободы, когда им предоставляется возможность заниматься по своему выбору какой-либо деятельностью. Если вы устраиваете в классе контрольную работу, не пишите на доске традиционные 2 варианта для 1 и 2 рядов сидящих за партами. Дайте 4-5 вариантов работы, и пусть дети сами выберут любой из них. Доверяйте детям! Дорожите их свободой!

Прямота

Под прямотой имеются в виду такие понятия, как честность, целостность, полнота взаимоотношений. Члены демократического общества должны проявлять прямоту ежедневно. Следует предоставлять детям ежедневную возможность обсуждать со старшими природу этих качеств и учиться им на примерах из жизни и классических произведений искусства.

Радость

В классах должно быть больше радости! Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Восторженность принятия нового материала будет способствовать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе.

14. Принципы обучения иностранным языкам как концептуальные положения методической системы.

I. Принцип личностно ориентированнойнаправленности обучения.

Данный принцип связан как с принципом воспитывающего и развивающего обу­чения предмету, так и с принципом индивидуализации обучения, выдвигаемыми рядом методистов.

Основное содержание принципа личностно ори­ентированной направленности обучения иностранным языкам за­ключается в последовательной активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опы­та, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров.

Личностно ориентированная направленность обучения иностранным языкам призвана:

1) способствовать усвоению учащимся социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;

2) стимулировать способность школьника к свободному и твор­ческому мышлению;

3) формировать у школьника мировоззрение, создавать целост­ную картину мира во всем его многообразии;

4) развивать умение осознанно планировать свое развитие, по­нимать динамику последнего и самостоятельно учиться, в том чис­ле самостоятельно усваивать новую лингвокультуру;

5) формировать в ученике систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию, сис­темные знания как средство контроля сформированности картины мира и др. Ее принятие в принципиальном плане меняет систему отношений учителя и учащихся.

Отношения «учитель — ученик» строятся на принципах партнерства, основанного на увлекатель­ной совместнойдеятельности и сотрудничестве, направленных на достижение общей цели. Учитель и ученик выступают как равно­правные субъекты. В современном учебном процессе по иностранным языкам исходным является уче­ник как субъект учебно-воспитательного процесса и как субъект межкультурного общения, его индивидуальная картина мира, его потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные про­граммы развития.

Отсюда содержание и технология обучения иностранным язы­кам должны соответствовать актуальным интересам и потребно­стям учащегося, его возрастным особенностям и стимулировать его речемыслительную, познавательную и творческую активность.

Предпочтительны парные и групповые виды работы, задания, предполагающие движение, смену партнеров, совместные творческие задания и проекты, решение общих задач и радость сотрудничества. Фронтальная ра­бота, предполагающая явное доминирование учителя, сводится к минимуму.

Учебный процесс должен быть гармонично ориентирован на каждого ученика, учебную группу в целом и на учителя.