logo
методика-гос

81.Воспитательная работа классного руководителя.

Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?

Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребёнку в жизни.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Понимаю, что эти качества личности нужны людям и вижу, что люди благодарны за работу. Это и будет моё кредо, которое актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость.

Я думаю, что главные составляющие воспитательного процесса:

– знать возрастные особенности младших школьников;

– применять современные педагогические технологии в воспитательном процессе;

– воспитывать ребёнка на успехе, удивлении, уверенности;

– союз семьи и школы.

За период своей тридцатилетней педагогической деятельности я изучила, осмыслила множество статей, пособий, книг педагогов-новаторов по воспитанию младших школьников и пришла к выводу, и говорю себе:

цени в своих детях индивидуальность, самостоятельность, то, что они у меня необычны, неординарны, не такие как все. Не бойся того, что они иногда не вписываются в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки – талант. А талантливые люди золотой фонд нации, их надо беречь;

воспитывай в ребёнке гордость: “ Я есть в мире, я ценность!” Человек, который сам себя уважает,– уважаем другими, сам себя любит,– любим другими;

помни и то, что неуважения к себе ребёнок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то.

Отсюда я ставлю перед собой цель:

Создание условий для развития социально-адаптированной личности в условиях гуманизации и стандартизации образования.

Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи воспитания:

1. Воспитательный процесс строить таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания.

2. Вести работу по сплочению коллектива.

3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса.

4. Уметь применять нормы взаимоотношений с другими людьми во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественной.

Моя воспитательная система основывается на идеях:

– идея личностно– деятельного подхода;

– идея творчества.

Руководствуясь данными идеями, содержание и организационные формы воспитания разрабатываю на основе принципов:

– индивидуальность (проведение диагностик, анкет, опросов как родителей, так и детей, составление карты по интересам);

– самостоятельность (выбор коллективно-творческих дел, подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе);

– гуманизм (все дети талантливы);

– творчество (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и районных мероприятиях);

– коллективизм (работа по сплочению коллектива).

Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на совре­менном уровне требований общества необходимо посто­янно обновлять и обогащать свой профессио­нальный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподавае­мым основам науки, недостаточность своего педагоги­ческого инструментария. Приступая к, работе по само­воспитанию и профессиональному самосовершенство­ванию, педагог должен иметь данные ана­лиза своей работы за определенный период, объектив­ную их оценку и рекомендации коллег по улуч­шению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности пу­тем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо на­чинать с углубленного анализа собственной педагогиче­ской практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без кото­рой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогиче­скому мастерству.

Ведущим компонентом профессионального самосо­вершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенап-равленную, определенным образом осуществляемую по­знавательную деятельность педагога по овладению об­щечеловеческим опытом, методологическими и специ­альными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования пе­дагогического процесса» [5, с.6.] Самообразование — основа роста учите­ля как специалиста.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспита­ния педагога называют потребность в совершенствова­нии. Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемы­ми обществом к педагогу и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к педагогу «либо стимулиру­ют работу над собой, либо вынуждают педагога идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоре­чия, во всяком случае, в его сознании» [6, c.66]. Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия по­добных противоречий: рационализация, инверсия, про­екция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит, вызвать истинную потребность в само­воспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувст­вами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессио­нального идеала. Другими словами, когда педагогиче­ская деятельность приобретает в глазах педагога лично­стную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявля­ется потребность в самосовершенствовании, тогда и на­чинается процесс самовоспитания.

Наука отмечает два приема формирования само­оценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уро­вень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мне­ний о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная само­оценка. Невысокие притязания могут привести к фор­мированию завышенной самооценки, так как затрудне­ния в работе имеют лишь те воспитатели, которые ста­вят перед собой высокие задачи. Не может удовлетво­рить творчески работающего педагога и прием форми­рования самооценки через сравнение себя и своих ре­зультатов с результатами коллег.

Профессиональному самопознанию будущего педагога может помочь курс психологии. Для выявления общей само­оценки должна быть использована традиционная мето­дика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей фор­муле [8, c. 35-36]. Самооценка профессиональных качеств определяет­ся с помощью той же методики при условии, что эта­лонный ряд строится из профессионально значимых ка­честв. Для выявления уровня направленности на педа­гогическую профессию, области предпочитаемой педа­гогической деятельности (преподавание или воспита­тельная работа) лучше использовать проективные мето­дики типа вербального теста «понятийный словарь». Для выявления уровня общительности (коммуника­бельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского [4, c.52-54].

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированное перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, уп­равлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает так­же выявление особенностей волевого развития, эмоцио­нальной сферы, темперамента и характера, особеннос­тей познавательных процессов (восприятия, памяти, во­ображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», кото­рые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

.

Письмо как вид общения и средство общения.

Письмо — обобщенное название различных по содержанию до­кументов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности. Даже в случаях пере­писки между частными лицами и учреждением ее содержание касается управленческих вопросов.

Письмо — самый распространенный способ обмена инфор­мацией, оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов. Письма составляют большую часть входящих и исходящих документов любого учреждения. Имеется множество разновидностей писем: сопроводительные, информа­ционные, гарантийные, рекламные, претензионные, арбитражные, письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-извещения, письма-просьбы и т.д. В письмах выражают поздравления, пожелания, приветствия в торжественных случаях. Письма на­правляют в знак проявления участия и выражения соболезнова­ния в драматических и трагических ситуациях.

Письмо оформляют на специально предназначенном для этого вида документа бланке формата А4, если текст не превы­шает семи строк, то используют формат А5.

Текст письма строят по схеме: введение (приводятся мотивы составления письма, ссылки на события, факты, решения вы­шестоящих учреждений и другие факторы, послужившие осно­ванием для составления письма); доказательства (обоснование вопроса, изложенного в письме); заключение (излагаются выво­ды, предлагаются решения). В отдельных случаях письма могут содержать одну заключительную часть текста без пояснений.

Письмо должно быть посвящено одному вопросу, что упро­щает операции по обработке писем и ускоряет исполнение в той организации, куда они адресованы. По объему письмо не долж­но превышать одну машинописную страницу.

К тексту письма предъявляются требования: ясность, чет­кость, краткость изложения, так как цель составления и на­правления писем сводится, как правило, к побудительным мо­тивам. Текст письма должен содержать достаточно обоснован­ные аргументы и полную информацию, позволяющие адресату принять решение по поднятому в письме вопросу. В письмах не допускаются рассуждения, повествования, домыслы, неуме­стные лишние детали и общие места, так как многословие и большой объем документа не способствуют усвоению сути, ос­новного смысла письма. Тон письма в любом случае должен быть нейтральным. В письмах не следует проявлять ярко вы­раженный, эмоциональный тон, придавать им личностный ха­рактер, так как письмо является официальным документом, исходит от организации, предназначено для делового общения. Служебные письма пишут в доброжелательном тоне, обяза­тельно в вежливой форме. Недопустимо проявление грубости, иронии, насмешки, даже в тех случаях, когда речь идет о принципиальном несогласии. Категорический отказ или кате­горическое требование можно выразить прямо, но вежливо.

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

Различают письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми. Письмо связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, также как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором – кодирование, зашифровка сообщения.

Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

Письмо предполагает:

графику – систему знаков-графем

орфографию – правописание, систему правил использования знаков

запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности

письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, — это выражение мыслей в графической форме.