86. Иноязычное образование рк
Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью – достижение базового (порогового – по общеевропейской терминологии) уровня иноязычной коммуникативной компетенции для общеобразовательных школ и повышенного уровня коммуникативной компетенции (продвинутого порогового – по общеевропейской терминологии) для школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев. Новый этап в развитии иноязычного образования в Республике Казахстан ознаменовался появлением новых тенденций. Первая тенденция — это усиление вариативности обучения иностранным языкам. Вариативность обеспечивает педагогический плюрализм, возможность учащимся учиться в разных типах общеобразовательных учреждений и формировать различные траектории обучения иностранному языку. Вариативность хорошо отработана на наших экспериментальных площадках и примером служит четырехмодульная система обучения иностранным языкам, созданная под руководством В. В. Понамаревой в середине 90-х годов. Вторая тенденция — это расширение политкультурности и языкового плюрализма, которые способствуют процессу непрерывного развития языковой личности. Важным фактором изменения школьной среды стало расширение спектра иностранных языков как в целом в столице, так и в рамках одной школы. В настоящее время в школах Астаны изучаются следующие иностранные языки: английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, турецкий, французский и японский. Все эти языки изучаются и как первые иностранные языки, и как вторые, и третьи. Наиболее распространенными европейскими языками, безусловно, являются английский, немецкий, испанский и французский. Согласно новых школьных правил, обучение иностранному языку вводится с первого класса, при этом предполагается отводить на иностранный язык не два, а три часа в неделю. Во многих школах с углубленным изучением иностранных языков и в лингвистических гимназиях сегодня учащиеся могут выбрать второй язык из 3–5 иностранных языков. Как правило, это немецкий, французский, испанский, английский, в последнее время к ним добавились японский, китайский, итальянский, в связи с мировой глобализацией. Вводятся вторые языки в ряде общеобразовательных школ. Введение вторых и третьих языков в школах Казахстана способствовало развитию языковой личности, общей образованности и культуры
Третьей тенденцией является расширение возможностей индивидуализации процесса обучения иностранному языку. Индивидуализация предусматривает создание условий, в которых каждый учащийся в полной мере может проявить свои способности и свою индивидуальность. В школах, особенно экспериментальных, уделяется много внимания индивидуализации, учитывая типы мышления, памяти, темперамента, внимания учащихся, выстраиваем индивидуальные планы обучения, в одной школе сочетается несколько типов моделей обучения иностранному языку. Индивидуализация предполагает учет интересов, личного опыта учащихся и обеспечение мотивации обучения. Индивидуализация предполагает и использование различных технологий, учитывающих возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся введение и апробацию следующих технологий: • когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, рассмотрение и интерпретация отдельных случаев и ситуаций, решение проблем и др.); • сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, граффити, интерактивные беседы, совместное составление рассказов, мини-саг и др.); • контролирующие (тестирование, дневники, языковые портфели, языковые конкурсы и олимпиады и др.); • мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, интернет-ресурсы и т. д.); Четвертой тенденцией является открытость, которая предполагает доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля. Новые форматы промежуточного государственного контроля в 9-х и 11-х классах по иностранным языкам, ЕНТ по английскому языку заставили учащихся и учителей осознать важность знакомства с критериями оценивания разных видов тестовых заданий и умениями их применять на практике для оценивания и самооценивания.. Пятая тенденция появилась не так давно и связана с развитием новой личностно-деятельностной парадигмы образования. Это — автономия. От формата преподавания мы перешли к обучению. Не человека учат, а человек учится. В новом стандарте обращается внимание на важность учебно-познавательной компетенции. Без развития автономии учащихся невозможна успешная социализация выпускников школ. Умение самостоятельно работать, используя различные стратегии, и успешно решать проблемы, связанные с изучением иностранного языка, помогут учащимся развить академические умения и справиться с вузовскими программами.
Шестая тенденция — расширение интернационализации обучения. Интернационализация стимулирует мобильность учащихся, дает им возможность учиться не только в Казахстане, но и за рубежом. 2. Седьмая тенденция - это увеличение числа школ, использующих мультимедийные технологии при обучении иностранному языку. Данный факт серьезно и положительно повлиял на изменение школьной среды в области иностранных языков. Практически во всех школах при обучении иностранному языку на уроках и / или во внеклассной деятельности используются информационно-коммуникационные технологии. Готовятся новые профильные курсы, которые имеют дистанционный характер. овладению иностранному языку на более высоком уровне. Восьмая тенденция — это растущая настоятельная потребность школ в перенимании инновационного опыта у школ, занимающихся экспериментальной и инновационной деятельностью. Вышеназванные тенденции в целом плодотворно сказались на развитии языкового образования в Республике Казахстан и позволили повысить качество обучения иностранному языку, о чем говорят результаты различных олимпиад и конкурсов, результаты ЕНТ.
87.
Методический анализ урока - вид анализа, ориентированный на оценку структуры и содержания урока, технологии его проведения, эффективности решения учебно-методических задач
Какова же общая схема анализа урока иностранного языка? Воспользуемся рекомендациями Е.И. Пассова и Н.Е. Кузовлевой, данными в книге «Урок иностранного языка» [6, 625-626].
1. Сначала определите правомерность формулировок целей и задач урока, насколько они вписываются в цикл уроков.
2. Установите по последнему упражнению, а также по ответам учащихся в упражнениях репродуктивного и продуктивного характера, насколько достигнута учебная цель и решены ли соотнесенные с нею задачи.
3. Определите меру адекватности упражнений.
4. Выявите соотношение упражнений: между упражнениями в развиваемом виде деятельности и другими, между условно-речевыми упражнениями в уроках I и II типа, между упражнениями имитативного и подстановочного характера, с одной стороны, и упражнениями трансформационными и репродуктивными, с другой, между упражнениями с опорами и без них.
5. Установите, соответствует ли последовательность выполнения упражнений стадиям формирования навыков и/или стадиям развития умения.
6. Подсчитайте, как распределено время на уроке: на главную цель, на развитие того или иного вида речевой деятельности, на время говорения учителя и учеников, на ту или иную задачу урока.
7. Определите общую логику урока (его целенаправленность, целостность, динамичность, связность), содержательность урока, его воспитательную ценность.
8. Установите, как осуществлял учитель индивидуализацию учебного процесса, как учитывал личностные, субъектные и индивидные свойства учащихся.
9. Проанализируйте, как владеет учитель технологией урока: умением дать четкую установку, использовать различные опоры и организационные формы работы в их адекватности целям и задачам урока, умением занять работой всех, оценить работу учащихся, проводить отдельные виды работы, использовать приёмы исправления ошибок и др.
10. Оцените учителя как речевого партнёра (его умение общаться, говорить адаптивно, выразительно, держать себя, владеть голосом и т.п.).
Разные методисты предлагают свои схемы анализа урока ИЯ. Схема анализа может быть любой, и выбор ее зависит от многих факторов. Анализировать можно как уроки коллег, так и свои собственные. Анализ уроков - не просто увлекательная деятельность, она чрезвычайно полезна для становления учительского мастерства. Тот, кто хорошо анализирует уроки, грамотно их планирует и успешно проводит.
И ещё одно важное замечание. Задача анализа - не уличить учителя в различных методических грехах, а помочь ему увидеть недостатки урока и посоветовать пути их ликвидации. «Критикуя, предлагай!» - таков девиз анализа. Вот почему любой анализ должен быть уважительным и конструктивным.
- 2 Макаренко а. С. Сочинения: в 7 т. - м., 1958. - т. V. - с. 178.
- 2.Личность как предмет воспитания: внешние и внутренние факторы ее развития
- 3.Современный урок иностранного языка: типы, виды уроков
- 5.Роль детского коллектива в воспитании, развитии ребенка
- § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
- § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
- 6.Общая характеристика средств обучения иностранным языкам.
- 2. Механизмы социализации
- 1. Познавательный аспект (культуроведческое содержание) иноязычной культуры (ик)
- 2. Развивающий аспект (психологическое содержание) иноязычной культуры
- 3. Воспитательный аспект (педагогическое содержание) иноязычной культуры
- 4. Учебный аспект (социальное содержание) иноязычной культуры
- II. Принцип сознательности.
- 17. Возрастные особенности развития и воспитания личности
- 18 Цели и задачи обучения диалогической и полилогической речи
- 1. Знакомятся:
- 20. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся
- 21. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике.
- 22. Цели и задачи обучения иностранным языкам.
- 25. Сущность процесса обучения: его задачи и внутренняя структура
- 42 Обучение чтению
- 44 Инновации и реформы в современной школе.
- 45 Трудовое воспитание
- 46. Методы обучения иностранным языкам.
- Грамматико-переводный, или синтетический метод
- Лексико-переводный, или аналитический метод
- Натуральный метод
- Прямой метод
- Метод Пальмера
- Коммуникативный метод
- 49.Нравственное воспитание. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
- 50. Формирование грамматических навыков речи
- 52. Соотношение обучения и развития. Концепции развивающего обучения
- 53. Дидактические основы компьютерного обучения
- 55. Профессионально-значимые качества и умения учителя иностранного языка
- 57. Связь педагогики с другими науками, формы взаимосвязи педагогики с другими науками
- 58. Воспитание дисциплины и культуры поведения: роль эстетического воспитания в развитии личности
- 59. Лингвострановедческий подход в обучении иностранным языкам
- 61. Понятийный аппарат педагогики: обучение и воспитание, развитие и образование.
- 63. Формирование лексических навыков речи
- 66 Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы
- 67 Раннее обучение иностранным языкам как современная тенденция в образовании
- 69 Казахстанский путь 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее послание президента рк назарбаева народу казахстана 17 января 2014 года
- 70. Организация трудовой деятельности учащихся
- 71 Учебно-речевые ситуации в обучении иностранным языкам
- 73.Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития
- 74. Организация самовоспитания учащихся
- 75.Интенсивные направления в обучении иностранным языкам. Метод активизации резервных возможностей
- 77.Методы воспитания. Классификация методов воспитания
- 81.Воспитательная работа классного руководителя.
- 85.Я.А.Коменский (1592-1670) выдающийся педагог. Великая дидактика
- 86. Иноязычное образование рк
- 89. Педагогические взгляды Жумабаева
- 91.Психологические особенности обучения ия.
- 99) Система упражнений в методике обучения иностранным языкам.
- 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности.
- 3. Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся.
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
- 5. Педагогическое просвещение родителей.
- 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.
- 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.
- 1. Что изучает Этнопедагогика
- 2. Эффективность народного воспитания
- 102) В.А.Сухомлинский (1918–1970гг.)
- 103) Одна из задач школы на современном этапе – научить учащихся учиться. Один из способов развития самостоятельности учеников – их самостоятельная работа на уроке и во внеурочное время.